Кряшены: есть ли проблемы у малого народа?

KazanFirst о проблемах кряшен

На днях в Казани прошел круглый стол под названием «Кряшены: социальный портрет и особенности восприятия». Действие происходило в одном из коммерческих ВУЗов города.

Основной проблематикой встречи были проблемы самоопределения и возможности сохранения народности, стремящейся к званию малого народа, по крайней мере количеством.

Кряшены: есть ли проблемы у малого народа?Итак, кряшены – это татары, исповедующие христианство. В силу исторической предрасположенности, кряшены населяют в основном территорию Татарстана и Башкортостана, нередко встречаются и в Удмуртии. На сегодня их численность составляет по разным оценкам от 30 до 300 тысяч человек.Кряшены: есть ли проблемы у малого народа?Актуальности встрече добавил скандал с поджогами церквей в Татарстане. Особенно тот факт, что два сгоревших храма находились в кряшенских деревнях, а ещё один в смешанной.
Кряшены: есть ли проблемы у малого народа?
На мероприятии присутствовал заместитель министра лесного хозяйства республики Харис Мусин, который сообщил, что в соответствии с указом президента Татарстана минлесхоз выделил необходимое количество лесоматериалов и начал восстановление церквей. На замечание о том, что помимо храмов необходимо построить и церковную инфраструктуру, такую как жилье для священнослужителей, а также неплохо было бы восстановить и кованый забор, он ответил, что план строительства уже был одобрен, да и кованые элементы не входят в профиль минлесхоза.
Кряшены: есть ли проблемы у малого народа?
Встреча проходила в свободной атмосфере. Несмотря на утвержденный регламент, людей не прерывали и они высказывались столько, сколько необходимо. Помимо обсуждения вопросов определения и самоопределения кряшен  с приведением примеров традиций и описания праздников, были обсуждены и некоторые злободневные проблемы. Так произошел интересный диалог между двумя отцами Дмитриями.
Кряшены: есть ли проблемы у малого народа?
Дискуссия разгорелась в процессе обсуждения церковных проблем кряшен. Выяснилось, что на церковно-кряшенском языке почти нет литературы, да и специальное обучение священников, владеющих кряшенским языком, не ведется. Об этом поведал отец Дмитрий Сизов, который считает себя бунтарем в составе РПЦ. Он же отметил в последующем разговоре вне круглого стола и некоторые другие проблемы татарстанской митрополии. В том числе и инциденты с казанской семинарией, о которой много рассказывал Кураев. Священник считает, что малое количество молодежи, готовых посвятить себя службе, связано с негативным имиджем данного духовного учебного заведения.
Кряшены: есть ли проблемы у малого народа?
А вот другой священник, протоиерей Дмитрий Салахов, с которым и состоялся этот содержательный разговор, считает, что его оппонент не совсем правильно оценивает события. В доказательство он привел показатели посещаемости кряшенских приходов. Несмотря на довольно большое количество самоопределившихся кряшен, в церковь ходит не так уж много народа. И дело не в негативном имидже казанской семинарии, а в слабо поставленной миссионерской деятельности. По его мнению, посыл о необходимости духовного развития кряшен должен идти снизу – нужно больше инициатив от самих людей и священников на местах.
Кряшены: есть ли проблемы у малого народа?
И подобных проблемных диалогов было несколько. Впрочем, иногда складывалось впечатление, что острота обсуждаемых вопросов искусственно обостряется. Тем не менее, существующие проблемы кряшен требуют внимания. Ведь само существование этой народности – историческое наследие, доставшееся современной России от эпохи средневековья. «Для развития и поддержания кряшен в статусе самостоятельного этноса главное усилие нужно вкладывать в воспитание молодежи, — подчеркнул Валерий Королев. – Чтобы это реализовать, необходимо развивать институты гражданского общества».

Булат Айваров

Понравился материал? Поделись в соцсетях
0 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite