Первой казанской платной дороге исполнилось ровно сто лет

В Казани в середине января 1914 года прошел первый автомобильный пробег по зимним грунтовым дорогам
В Казани в середине января 1914 года прошел первый автомобильный пробег по
зимним грунтовым дорогам

Мы живем в жутко глобализированную эпоху. Мейнстрим диктует кого любить, кем восхищаться и кого причислять к числу гениев. Впрочем, веками в нашей культуре было принято не замечать талантов и искренности тех людей, которые находятся рядом с нами.

Все лучшее в представлении многих поколений россиян находится за морем, за океаном, в Европе или США. Если идея возникла там, ее обязательно нужно воспринимать всерьез, если здесь, то, скорее всего, это тупиковое предприятие.

Статью вполне можно было бы назвать «Один блистательный день из жизни Заведующего техническим отделом Казанской губернской земской управы коллежского асессора Дмитрия Петровича Арцибашева». Проблема в том, что с такими названиями статей никто не читает.

Между тем, родись этот человек, к примеру, в Америке или Западной Европе, о его автомобильной истории наверняка бы сняли фильм и написали хотя бы пару книг.

Первой казанской платной дороге исполнилось ровно сто лет

Забегая вперед и предвосхищая события, хотим привлечь внимание читателя вот к чему. Затея Дмитрия Арцибашева, по большому счету, не принесла ему ни славы, ни продвижения по службе. Он делал то, что делал — не потому, что хотел отчитаться о 146-процентной готовности дорог к зиме или об успешном освоении бюджетных средств. Человек просто любил думать и стремился превращать плоды своих размышлений в стоящие поступки. Ради чего? Да не ради чего, просто человек он был такой, каких сейчас днем с огнем…

Сто лет назад в России прошел первый зимний автопробег

Да, именно так, в Казани в середине января 1914 года прошел первый автомобильный пробег по зимним грунтовым дорогам. В уникальном соревновании приняло участие 7 автомобилей, которым пришлось преодолеть расстояние в 80 километров в условиях 15 градусного мороза.

Самое забавное в этой истории заключается в том, что пробег не является тут вещью самодостаточной. Скорее, его можно считать вишенкой на торте, ознаменовывающей те необыкновенные усилия, которые уже сто лет назад честные казанские чиновники прилагали к развитию автомобильного транспорта и расчистки зимних дорог от снега.

Первой казанской платной дороге исполнилось ровно сто лет

В начале XX века автомобиль, равно как и радио, и даже телеграф, для Российской Империи были штуками диковинными. Проводной связью забавлялись в столицах, ну а остальным регионам приходилось полагаться по старинке на лошадей.

Важные военные, любовные, наследственные и общегосударственные бумаги перевозились гужевым транспортом по четко выверенным дорогам, обозначавшимся как почтовые тракты. Такие пути разграничивались верстовыми столбами и летом содержались в относительно хорошем состоянии.

Проблемы с движением по почтовым трактам начинались с приходом зимы. Дороги в начале прошлого века не возвышались над остальной местностью как сегодня. Снежные бураны заносили грунтовки многометровым слоем снега, препятствуя движению любого транспорта.

Как вы сами понимаете, ни тракторов, ни грейдеров в то время еще не существовало, лошади проваливались под снег, сани скакали на ухабах, а об использовании автомобиля в холодное время года не было и речи.

Первой казанской платной дороге исполнилось ровно сто лет

Зима — обстоятельство непреодолимой силы. Бороться с ней почти невозможно. Да и зачем, если ты, к примеру, чиновник. Отчитайся о трудностях в центр, укажи, что делается все возможное, и ситуация под контролем, после чего продолжай вести легкомысленный и разгульный образ жизни. И ведь слова тебе никто не скажет. Возможно, так и было бы, не окажись на чиновничьем месте Дмитрия Петровича Арцибашева.

Заведующий техническим отделом Казанской губернской земской управы был человек, подкованный в технике, любящий автомобили и обладающий живым и изобретательным умом. Он предположил, что было бы недурно защитить жизненно важные почтовые тракты щитовыми конструкциями из дерева. Такие технические приспособления предотвратили бы образование снежных заносов и ускорили бы сообщение между населенными пунктами. Что-то подобное к тому времени уже применялось на железных дорогах.

Первой казанской платной дороге исполнилось ровно сто лет

Тут, наверное, надо отметить, что путем невероятных усилий Арцибашеву удалось выбить для земской управы автомобиль Бенц. Изучая на нем пригодность казанской инфраструктуры для автомобилистов, Дмитрий Петрович Арцибашев очень многое поменял в городе ради того, чтобы нам с вами ездилось удобнее и комфорте.

Идея с щитами понравилась многим. Однако, как обычно, остро стал финансовый вопрос. Было решено, что первоначальная закупка щитов будет произведена на деньги земского собрания, а позже компенсирована за счет платы, взимаемой за проезд по качественной зимней дороге.

Так в 1914 году в Казанской губернии появилась первая настоящая платная дорога. При въезде на тракт Казань-Лаишев-Шуран (80 километров) каждый ямщик был обязан заплатить 5 копеек.

На деле денег почти никто не платил. Ямщики, прознав про возможные финансовые потери, делали все возможное, дабы сэкономить деньги на выпивку. Распространенной практикой стало передвижение по объездным дорогам.

Первой казанской платной дороге исполнилось ровно сто лет

Это было печально, но по замыслу Арцибашева главным героем новой дороги должна была стать не лошадь, а автомобиль. В ту пору это понимали единицы. Машины воспринимались как игрушки богачей, и реального применения для них никто не видел. Никто, кроме Дмитрия Петровича Арцибашева.

Чтобы доказать состоятельность собственных идей и качественные особенности нового прогрессивного транспорта, земский чиновник поставил на карту свою карьеру и решил ударить по губернии невиданным доселе зимним автопробегом.

Благодаря личному обаянию и авторитету, заведующий техническим отделом Казанской губернской земской управы сумел уговорить 7 состоятельных казанцев поучаствовать в снежной гонке до деревни Шуран. Главное, что должен был доказать пробег – по зимней дороге в России можно ездить при должном к ней уходе и внимании.

Первой казанской платной дороге исполнилось ровно сто лет

Среди смельчаков, откликнувшихся на призывы поучаствовать в гонке, значились член Казанской городской думы, директор-распорядитель Товарищества Окского парового сенопрессовочного завода Николай Яковлевич Молотков на автомобиле марки «Кейс». Купец Михаил Дмитриевич Кусаков на «Форде». Михаил Рам на автомобиле «Кейс». Купец Евгений Наполеонович Остерман со своим автомобилем «Форд». Сразу два автомобиля представил для участия в зимней гонке другой купец Николай Никифорович Бойченко – «Студе-Беккер» и «Лорель».

Был и еще один участник, о котором практически нет информации, за исключением марки автомобиля «Грунэ-Мохель». Забавно, он мог прославить свое имя в веках, но из-за застенчивости седьмая машина так навсегда и останется без фамилии своего владельца.

Восьмым участником пробега стал Бенц технического отдела земской управы, участвовавший вне конкурса. На нём отправился в пробег сам Д.П.Арцибашев как организатор и командор этого зимнего мероприятия.

Первой казанской платной дороге исполнилось ровно сто лет

С каждого из участников пробега в счет фонда мероприятия принималось по 10 рублей. Почетные и денежные призы распределялись между четырьмя наиболее успешными автомобильными экипажами. Машины были даже разделены на классы. Автомобили мощностью в 30 л.с. должны были прийти в конечную точку маршрута, село Шуран не позже чем за 3,5 часа. Мощностью 40 л.с. не позже чем 3 часа и 15 минут. Еще более мощные должны были уложиться в 2 часа 45 минут.

После того, как владельцы участвующих в пробеге автомобилей были определены, дело стояло за малым – пригласить прессу. Дело это, впрочем, оказалось не таким легким. Журналисты тех лет не особо верили в успех предприятия, а мерзнуть в глуши никто особенно не хотел. Уговорить удалось представителя всего одной газеты. К счастью, помимо писаки получилось нанять и бригаду кинооператоров.

За сутки до старта – 14 января 1914 года — машины участников необычного соревнования собрались для обсуждения деталей на Театральной площади Казани (сегодня это площадь Свободы).

Первой казанской платной дороге исполнилось ровно сто лет

Обнаружилось, что подавляющая часть машин абсолютно не готова к зиме. О шипованной резине, маслах для низких температур или печках не шло даже речи. Часть машин попросту была лишена лобовых стекол. Напоминаем, что речь идет о начале XX века, январе и пробеге на добрых две сотни километров (туда и обратно).   

Было принято волевое решение одеться в нечто напоминающее костюм эскимосов. Поверх нескольких комплектов шерстяной одежды надевались накидки из шкур животных. Голову защищал сантиметровый слой вазелина на лице, шарф, шапка и шлем.

15 января пробегу был дан старт от старого газового завода (современный район старого ипподрома). Оттуда участникам гонки, поборов бездорожье и холод, на своих хлипких автомобильчиках предстояло добраться до берегов Камы.

Первой казанской платной дороге исполнилось ровно сто лет

Старт был раздельным, машины уходили с временной разницей в пять минут. Первые несколько верст были достаточно изученными – это практически был город, дальше, за Архиерейской дачей, где начинался сам почтовый тракт, царила неизвестность.

Щиты сработали! Добравшись до границ Казани, участники пробега с удивлением обнаружили, что грунтовая дорога на протяжении 80 километров огороженная деревянными щитами, вполне себе пригодна для движения на автомобилях. Удивительно, но по свидетельствам очевидцев, кое-где автомобили, проезжая по снегу, достигали скорости в 70-80 километров в час. Правда, за рулем карет с моторчиком находились не сами владельцы, а их профессиональные водители.

Главные проблемы у участников пробега были связаны ни столько с дорогой, сколько с вереницами обозов, препятствующих гонке. Один из автомобилей, налетев на лошадь, сломал тормоза и помял кузов, несколько других застревали в ямах и останавливались на ремонт.

Первой казанской платной дороге исполнилось ровно сто лет

В целом, шесть команд из семи сумели добраться до конечного пункта гонки, причем сделали они это заметно быстрее установленных ограничений. Первая машина, достигшая Шуран, принадлежала Купцу Михаилу Дмитриевичу Кусакову (Форд), однако приза за триумфальное завершение гонки на слабейшей машине (22 л.с.) он так и не получил.

Дело в том, что правилами гонки обозначалось, что время ремонтов вычитается из времени прибытия автомобиля в конечный путь назначения. Скорее всего, это было сделано, чтобы сгладить предполагаемые технические проблемы по ходу гонки.

Обделенный Кусаков отказался принимать положенный ему в рамках это системы подсчета баллов приз за 3-е место, заявил протест г-ну Арцыбашеву (командору пробега) и опубликовал по этому поводу заметку в газете:

«Я на своем автомобиле «Форд» 22 сил прошел от Казани до Шурана (80 верст) 1 ч. 44 м. без всяких очков за неисправность; автомобиль Молоткова «Кейс» 40 сил прошел это же расстояние 1 ч. 45 1/2 м.; автомобиль Рам «Кейс» 30 сил 1 ч. 49 м. и автомобиль Остермана «Форд» 22 сил прошел 1 ч. 58 м.; оба последние автомобиля пришли с очками за неисправность. Я на более слабом автомобиле вышел из Казани шестым и в пути обошел четыре автомобиля, придя на 1 1/2 м. ранее автомобиля Молоткова без всяких повреждений. Комиссия контролеров под председательством г-на Арцыбашева почему-то Молоткову назначила 1-й приз, Остерману 2-й, мне 3-й и Рам 4-й. Все же остальные автомобили, или пришли гораздо позднее, или поломались. На поданный мною письменный протест о несправедливом распределении призов с официальным заявлением об отказе мне присужденного, получил ответ, что комиссия контролеров не нашла достаточных оснований переделать свое постановление. Думаю, что мой-то приз кому-либо должен же принадлежать, а потому все равно безапелляционному суду контролеров придется перерешить свое несправедливое назначение призов».

Достигнув села Шуран, автомобилисты были радушно встречены местным населением, плотно позавтракали и к ночи возвратились в Казань, где были встречены овациями местных автолюбителей.

Несмотря на некоторые шероховатости, все участники первого в истории России зимнего автопробега признали пригодность оборудованного щитами почтового тракта для перемещения на автомобилях.

Таким образом, Казань в очередной раз подтвердила свой статус новаторского города, а первые местные автомобилисты смогли зачислить в свой актив победу, значимую в масштабах всего мира.

Остается печальным одно единственное обстоятельство – спустя сто лет, несмотря на наличие классной уборочной техники, современные казанцы, перемещаясь между городами Татарстана, все еще ощущают себя участниками того пробега… Ездить до берегов Камы по-прежнему небезопасно.

Евгений Котловкин

Comment section

Добавить комментарий

Войти: