Коммунисты Татарстана: выборы в условиях раскола

14 сентября 2014 года состоятся выборы в Государственный Совет РТ. Вполне вероятно
14 сентября 2014 года состоятся выборы в Государственный Совет РТ. Вполне
вероятно, что в ходе избирательной кампании развернётся жёсткая борьба

14 сентября 2014 года состоятся выборы в Государственный Совет РТ.Вполне вероятно, что в ходе избирательной кампании развернётся жёсткая борьба. Причём не только между партией власти и коммунистической оппозицией, но и между самими коммунистами – КПРФ и партией «Коммунисты России».


Коммунисты Татарстана: выборы в условиях раскола

Кто станет победителем на этих выборах, не секрет – это партия «Единая Россия». Здесь особой интриги нет, хотя все же интересно, сколько в итоге она получит. Наши источники в Госсовете РТ утверждают, что Фарид Мухаметшин якобы требует 75 процентов. Однако социологи отмечают, что рейтинг единороссов в республике, по разным данным, колеблется в пределах от 45 до 55 процентов. И отсюда проблема: кто и как будет обеспечивать «хотелки» спикера.

Иное дело КПРФ. И здесь главный вопрос заключается в том, сколько депутатских мандатов получит эта партия. Потенциально коммунисты Зюганова могут рассчитывать на увеличение своего представительства, учитывая тенденцию роста протестных настроений среди избирателей. Однако ряд субъективных факторов способен перечеркнуть эти планы.

2013 год знаменовался оформлением раскола татарстанских коммунистов в рамках двух партийных организаций – собственно ТРО КПРФ и ТРО партии «Коммунисты России». Сам раскол произошёл несколько ранее – в декабре 2012 года, когда состоялись две альтернативные региональные партконференции. А этому событию предшествовала долгая непримиримая борьба внутри некогда единой парторганизации.

Коммунисты Татарстана: выборы в условиях раскола

Главной причиной раскола ТРО КПРФ стала личность первого секретаря рескома Хафиза Миргалимова, точнее его безграмотная, а в чём-то и откровенно антипартийная политика, породившая жёсткую неприязнь у большинства коммунистов республики. Наиболее непримиримые противники Миргалимова вышли из партии (или были исключены из неё) и организовали собственную структуру. В апреле 2013 года они объединились в общественную организацию «Союз коммунистов Татарстана», которую возглавили бывшие руководители городских парторганизаций КПРФ Казани (Альфред Валиев), Набережных Челнов (Татьяна Гурьева) и Нижнекамска (Николай Максимов).

Коммунисты Татарстана: выборы в условиях раскола

Летом 2013 года эти деятели вошли со своими сторонниками в партию «Коммунисты России», став у руля её татарстанского отделения. Официально первым секретарём рескома ТРО партии «Коммунисты России» был избран Альфред Валиев.

Надо сказать, что новая компартия, опираясь на значительные организационные ресурсы, стала создавать конкуренцию коммунистам Зюганова. Причем в ряде городов республики (Набережные Челны, Нижнекамск) её активность превосходит активность членов КПРФ.

Так что не факт, что в ходе предстоящих выборов коммунистам Зюганова удастся сохранить монополию на протестную часть электората.

Очевидно, что выборы в Государственный Совет РТ пройдут в новых для КПРФ условиях. Наличие партии «Коммунисты России» создаёт зюгановцам дополнительную проблему, которой не было ранее (на выборах 2004 и 2009 годов). И здесь большую роль играет то, какими ресурсами обладает та или иная организация, и насколько эффективно она сможет ими распорядиться.

Понятно, что абстрактные идеологические вопросы для избирателей особого значения не имеют. Поэтому выносить на суд общественности спор о том, какая из двух партий является более коммунистической, кто верный ленинец-сталинец, а кто оппортунист, бесполезно. Идеологические дискуссии в ходе кампании будут иметь значение лишь в контексте более приземлённых вопросов – отношения к власти, к принимаемым властью законам, а также в контексте альтернативных предложений, сформированных самими коммунистами. Для протестной части избирателей приоритетную роль будут играть обсуждение конкретных«житейских» вопросов, в том числе имеющих локальное значение.

Например, конфликты в сфере ЖКХ, в тех же Набережных Челнах – между управляющей компанией «Ключевое» и ресурсоснабжающей организацией-монополистом. Как видно из содержания данного конфликта, позиция УК «Ключевое» ориентирована на интересы жильцов, в то время как компания-монополист при фактической поддержке мэрии города старается убрать с рынка строптивого игрока. И для протестного избирателя автограда значение будет иметь то, какую позицию в этом конфликте заняли КПРФ и «Коммунисты России».

А что мы видим в итоге? Активную поддержку УК «Ключевое» оказывают челнинские «Коммунисты России» в лице депутатов горсовета Владимира Васёва и Татьяны Гурьевой (при активной поддержке независимого депутата Сергея Еретнова).

Коммунисты Татарстана: выборы в условиях раскола

Такую же позицию занял и член КПРФ, депутат Госсовета РТ Артём Прокофьев, вынесший данный вопрос на уровень татарстанского парламента, а также организовавший встречу руководства УК «Ключевое» с депутатом Госдумы Владимиром Симагиным.

Коммунисты Татарстана: выборы в условиях раскола

При этом лидер ТРО КПРФ Хафиз Миргалимов занял очень странную позицию. Выступая перед СМИ и на парламентской трибуне, он очень много говорит о необходимости защиты интересов простых граждан в условиях реформы ЖКХ. Но когда представилась возможность подтвердить свои слова реальными действиями на конкретном примере, он словно воды в рот набрал. Позиция Миргалимова понятна, поскольку ему не хочется портить отношения с властью, в данном случае с мэрией Челнов. Ведь именно при его подаче челнинскую организацию КПРФ возглавил поддерживающий мэрию бизнесмен-ростовщик Зиннат Хуснуллин.

Аналогичный конфликт, но только менее известный, имел место и в Альметьевске. Но и здесь миргалимовские коммунисты оказались вне игры.

Коммунисты Татарстана: выборы в условиях раскола

Очевидно, что ТРО КПРФ в силу своих ограниченных возможностей не обладает серьезным влиянием на процесс принятия решений, например, в той же законодательной сфере. А с учётом тесной, хотя и не афишируемой, связи  Миргалимова с властью, те немногие возможности, которые есть у КПРФ, фактически полностью нивелируются. (Вспомним хотя бы поддержку четырьмя из шести членами фракции КПРФ, в том числе и самим Миргалимовым,  единороссовского проекта бюджета республики.)  Так что до тех пор, пока ТРО КПРФ возглавляет Миргалимов, нет особой разницы в том, сколько у партии Зюганова депутатских мандатов в Госсовете РТ – шесть, как сейчас, или ноль. В любом случае результат останется неизменным.

При отсутствии у коммунистов реального влияния в законодательной сфере остаётся лишь одна возможность влиять на те или иные решения власти. Это участие в протестных действиях. И в этом случае немалую роль играет состояние организационных ресурсов: количество членов, наличие адекватных лидеров, количество местных парторганизаций и их качество, прежде всего в контексте аффилированности с властью.

Попытаемся сравнить качество этих ресурсов у ТРО КПРФ и «Коммунистов России».

Коммунисты Татарстана: выборы в условиях раскола

ТРО КПРФ.

Количество членов – около 1380 человек.

Количество местных отделений – формально 40.

А теперь об их качестве (сразу же отмечу, что информация предоставлена одним из членов КПРФ, который с недавних пор находится в конфликте с Миргалимовым). Согласно данному источнику, из 40 местных отделений партии 2 де-факто отсутствуют – в Верхнеуслонском и Аксубаевском районах. Из остальных 38 местных парторганизаций как минимум 12 находятся под контролем районных администраций путём делегирования властью кандидатур на должность первого секретаря райкома КПРФ или согласования с ней.

Вот эти райкомы:

1)      Агрызский (первый секретарь – Ясавеев Рамиль Анварович),

2)      Алексеевский (Миннеханов Рамис Гимранович),

3)      Алькеевский (Шайхутдинов Ильнар Асхатович),

4)      Буинский (Садриев Ильдар Исмагилович),

5)      Камско-Устьинский (Валиев Исфан Ильясович),

6)      Мамадышский (Набиуллин Равиль Рамильевич),

7)      Муслюмовский (Марданшин Шарипзян Закирзянович),

8)      Сармановский (Фарукшин Хамза Тазетдинович),

9)      Спасский (Владимиров Виктор Иванович),

10) Дрожжановский (Гафуров Раис Зиатдинович),

11) Нурлатский (Яруллин Ришат Галимханович),

12) Ютазинский (Шмуровец Валентина Фёдоровна).

Также де-факто подконтрольны местным администрациям две городские парторганизации КПРФ – вновь воссозданная Набережночелнинская (Хуснуллин Зиннат Гусманович) и Нижнекамская (Ягудин АльбертАхметвагизович).

Коммунисты Татарстана: выборы в условиях раскола

Такой результат достигнут благодаря «гибкой» политике Миргалимова, который, по мнению нашего источника, готов и дальше продвигать интересы власти внутри ТРО КПРФ в ущерб партийным.

В контексте выборов немалое значение имеет состав членов участковых избирательных комиссий (УИК), ведь именно на уровне УИК ведётся подсчёт голосов в ходе выборов. Так вот, согласно сведениям нашего источника, в процессе формирования в марте 2013 года УИК на постоянной основе большинство кандидатур, назначенных от КПРФ, к партии де-факто отношения не имели и в той или иной мере были делегированы властью.

Называют 28 районов и городов республики, где в составе УИК от лица КПРФ выступают представители власти: Агрызский, Алексеевский, Алькеевский, Аксубаевский (здесь, напомним, парторганизация КПРФ де-факто отсутствует), Апастовский, Атнинский, Балтасинский, Верхнеуслонский (здесь также парторганизация КПРФ де-факто отсутствует), Высокогорский, Дрожжановский, Кайбицкий, Камско-Устьинский, Мамадышский, Мензелинский, Муслюмовский, Новошешминский, Нурлатский, Пестречинский, Рыбно-Слободский, Сабинский, Сармановский, Спасский, Тюлячинский, Черемшанский, Ютазинский, г. Нижнекамск, г. Нурлат, Советский район г. Казани.  

При этом очень часто имеет место следующая картина: в ряде районов, где членов КПРФ от силы 5-10 человек, а то и меньше, количество членов УИК, формально выдвинутых коммунистами, достигает многих десятков. В связи с этим возникает вопрос, каким образом в районах, в которых у Миргалимова не нашлось сил сформировать полноценные местные парторганизации, вдруг появилось большое количество сторонников, готовых работать на партию в составе УИК.

И еще. Очень часто тот же Миргалимов объясняет малочисленность многих районных парторганизаций «репрессивными» действиями власти – мол, люди боятся вступать в оппозиционную партию. Однако при этом Миргалимов никак не объясняет тот факт, что в тех же самых районах в процессе формирования УИК вдруг появляется большое количество «смельчаков», которые, наплевав на угрозы власти, идут работать на КПРФ в качестве членов УИК. По мнению нашего источника, объяснение этому простое. Достаточно посмотреть на анкетные данные многих членов УИК от КПРФ, чтобы понять, кем эти люди делегированы – оппозиционной партией или властью. Очень многие из них работают в бюджетных организациях, либо в структурах, опосредованно подконтрольных местной власти.Согласно некоторым оценкам, из 2241 члена УИК, выдвинутого КПРФ, около 1400 человек не имеют отношения к партии.

Возникает резонный вопрос: будут ли эти люди в ходе голосования защищать интересы партии? Скорее всего, нет, так как интересы КПРФ для этих людей вторичны и коммунисты в этих районах, очевидно, получат очень мало голосов.

И ещё одна деталь. Во многих сельских районах собрания местных коммунистов проводятся ни где-нибудь, а в зданиях районных администраций. Это тоже говорит о многом.

Коммунисты Татарстана: выборы в условиях раскола

ТРО партии «Коммунисты России».

Количество членов – около 430 человек.

Количество местных отделений – 22. В это число входят 7 районных парторганизаций в Казани, 3 районные парторганизации в Набережных Челнах (они объединены в горком), а также местные отделения партии в Альметьевском, Апастовском, Бугульминском, Высокогорском, Зеленодольском, Кукморском, Мамадышском, Нижнекамском, Нурлатском, Рыбно-Слободском, Тетюшском и Чистопольском районах. Также в ближайшее время планируется создать местные отделения партии «Коммунисты России» в Арском (учредительное собрание запланировано на 26 января), Агрызском, Елабужском и Заинском районах. Следует отметить, что все эти организации находятся в оппозиции, хотя у большинства из них крайне ограниченные возможности противодействовать власти.

Что касается представительства в УИК, то официально «Коммунисты России» не успели принять участие в кампании по выдвижению своих кандидатов, так как в своём нынешнем виде татарстанская парторганизация этой партии возникла лишь к лету 2013 года (хотя юридически она существует с 2012 года). Тем не менее, многие нынешние члены и сторонники «Коммунистов России»  являются членами УИК, формально представляя интересы других партий. Например, в Набережных Челнах «Коммунисты России», возглавляемые Татьяной Гурьевой, имеют своих представителей, но в качестве выдвиженцев КПРФ, поскольку выдвигались в состав УИК еще от этой партии.

Коммунисты Татарстана: выборы в условиях раскола

Положение коммунистов в Набережных Челнах наиболее проблемно для КПРФ. Не секрет, что возглавляемая Гурьевой парторганизация было одним из наиболее крупных и боеспособных подразделений ТРО КПРФ. А её авторитет среди коммунистов автограда оказался настолько высоким, что у Миргалимова не хватило сил, чтобы удержать под своим контролем хотя бы десяток членов партии. Подавляющее большинство коммунистов перешло вместе с Гурьевой в «Коммунисты России». Остальные, сохраняя членство в КПРФ, также отвергают Миргалимова.

Коммунисты Татарстана: выборы в условиях раскола

Так что, когда Миргалимову пришлось формировать новое отделение партии в автограде (под руководством ростовщика Хуснуллина), он не смог найти даже трёх-четырёх старых членов КПРФ, готовых поддержать его сомнительную креатуру. В итоге организацию КПРФ в Набережных Челнах создали, причём лишь с третьей попытки, в основном, как говорят, за счёт сотрудников фирмы Хуснуллина.

Понятно, что ожидать высоких результатов голосования за КПРФ в Набережных Челнах с такими «коммунистами» как Хуснуллин бесполезно. Они получат ровно столько, сколько будет позволено (согласно известному сталинскому принципу: не важно, как голосуют, важно, как считают).

Коммунисты Татарстана: выборы в условиях раскола

При этом следует отметить, что Набережные Челны – это город со сравнительно высоким протестным потенциалом. (Спасибо мэру города Василю Шайхразиеву!) И при таких благоприятных политических условиях получить здесь минимум голосов зюгановцам будет очень обидно. При этом в выигрыше окажется партия «Коммунисты России», которая, хотя и не достигнет семипроцентного барьера, но оттянет у КПРФ существенную долю голосов. В этом случае коммунисты Зюганова не только не расширят своё представительство в Государственном Совете РТ, но могут даже и потерять часть депутатских мандатов (например, получить не шесть, как в 2009 году, а четыре, как в 2004 году). И такой результат будет достигнут во многом за счёт потерь в автограде.

Так что с учётом этого ключевой задачей ТРО КПРФ является возвращение в партию Гурьевой. И, насколько известно, такая работа ведётся.

Впрочем, предсказать результат пока сложно. Гурьева может вернуться в партию приодном непременном условии – устранении Миргалимова с должности первого секретаря рескома ТРО КПРФ. Однако в настоящий момент принято половинчатое решение: временно сохранить Миргалимова, лишив его большинстваполномочий, и убрать лишь после выборов. Но при таком условии возвращение Гурьевой в КПРФ становится сомнительной затеей.

И если до осени ничего не изменится, нельзя исключать провала ТРО КПРФ на выборах.

Сергей Мезенцев 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *