Уходящая с конвейера АвтоВАЗа «четырнадцатая» отдаст свой лучший двигатель Ниве?

Вчера с конвейера Волжского автомобильного завода сошел последний экземпляр автомобиля семейства Samara, модели ВАЗ-2114

Вчера с конвейера Волжского автомобильного завода сошел последний экземпляр автомобиля семейства Samara, модели ВАЗ-2114. Самое популярное автомобильное семейство России в сознании людей навсегда будет связано с развалом СССР, лихими 90-ми и удивительной переднеприводной компоновкой.

Наследница «девятки» — «Чепырка» уходит также, как уже ушли «13-шка» и «15-шка» Однако некоторые примененные на ней решения все-таки продолжают жить. В частности, речь идет о наиболее передовом 98-сильном, 16-клапанном двигателе. По последней информации его собираются деформировать до 90 коней и засунуть под капот Lada 4х4 (в народе Нива).  Интересного тут много, давайте по порядку.

Прощай зубило, прощай Samara

Современный мировой автопром за последние 25 лет жутко глобализировался.  На планете почти не осталось самобытных брендов и уникальных автомобилей. По сути из колоритных ресторанов международные автофирмы превратились в дешевый фастфуд. Нынешние любители машин ждут уже не новых моделей, а смены глобальных платформ.

С какой-то стороны это удобно. Так, можно экономить на запасных частях, делать транспортные средства более дешевыми и безопасными. Да и изобретать велосипед в разных уголках планеты неэффективно.
Уходящая с конвейера АвтоВАЗа «четырнадцатая» отдаст свой лучший двигатель Ниве?

Есть, правда, у этого подхода и свои минусы. К примеру, огромное количество больших и мелких решений, внедренных в современных массовых машинах, были в свое время предложены как раз небольшими автомобильными компаниями. У них был стимул для саморазвития. До середины 80-х автомобили вообще были более «автомобильными», за их разработку и производство в существенной мере отвечали не маркетологи, а сами инженеры, реализующие почти наугад все те новые идеи, которые приходят им в голову.

К чему это мы? Да все к тому же. В отличие от большинства машин, на которых ездят казанцы сегодня, первое переднеприводное семейство российских автомобилей относилось как раз к старой школе, имело свою душу. Эти автомобили можно ненавидеть за качество сборки, отвратительную безопасность и отсутствие комфорта, но они, безусловно, имели свое лицо.

Кстати, в момент выхода в свет модели ВАЗ-2108, она вполне себе вписывалась в понятия о современном европейском автомобиле. Если не верите, поищите в сети фотографии ее современников.

Роль семейства Samara в истории России была предопределена той фазой, в которую с началом перестройки вступило ВСЕ наше государство. Бандитские разборки, вишневый цвет и пустые полки магазинов стали тем фоном, на котором проходило ее взросление. Сейчас сложно поверить, но ценность у первых «Самар» была таковой, что на них без разговоров и доплат менялись квартиры в центре Москвы.
Уходящая с конвейера АвтоВАЗа «четырнадцатая» отдаст свой лучший двигатель Ниве?

В одной казанской семье, с которой автор данной статьи знаком много лет, в начале 90-х была «девятка». На автомобиле никогда не ездили, и она стояла в гараже. Дело в том, что для местного криминалитета она являлась чрезвычайно лакомой добычей. У относительно простых людей такие машины просто отнимались на улицах.

«Градус любви» к «восьмеркам» и «девяткам» у братков был таков, что на кладбищах нашей страны стали вырастать надгробия в форме этих моделей, выполненные масштабе 1:1.   

Даже сейчас, спустя 30 лет, хорошо обслуживаемые автомобили этого семейства довольно беспроблемно передвигаются по улицам городов. А в те времена машина была просто-таки бомбой.

Удобный багажник, экономичный двигатель, простота использования в зимних условиях, поперечное расположение двигателя, облегчающее обслуживание основных систем и десятки более мелких прелестей перевернули представления первых россиян об автомобиле. Иметь у себя в кармане ключи от этой машины было несбыточной мечтой многих сограждан.

Как это часто случается в отечественном автопроме, первое переднеприводное семейство ВАЗа (сюда входят ВАЗ-2108, ВАЗ-2109, ВАЗ-2199, ВАЗ-2113, ВАЗ-2113, ВАЗ-2115 и модификации) нельзя назвать стопроцентно творением отечественной инженерной школы. В разработке модели принимали участие немцы из Porsche, а также специалисты компании Fiat.

Злые языки утверждают, что дверные ручки у «восьмерки» и некоторых немецких автомашин взаимозаменяемы, а детали карбюратора модели Volkswagen Golf  как родные встают под капот Самар.

Большая часть претензий, предъявляемых по поводу качества моделей данного семейства, конечно, обоснована. Переднеприводные «тазики» сыпались и отрицать это глупо. Стоит лишь обмолвиться о том, что львиная доля проблем связана с изготовлением и сборкой конечного продукта. Заводы-смежники АвтоВАЗа в 90-е гнали детали ужасного качества их собирали варварскими методами, и никто ничего не контролировал, но к самим разработкам это имеет лишь опосредованное отношение. Если бы машины производили в полном соответствии с прописанными нормами, процент отказов у них не превышал бы среднеевропейский. 
Уходящая с конвейера АвтоВАЗа «четырнадцатая» отдаст свой лучший двигатель Ниве?

Плоды работы интернационально коллектива инженеров, создавших в свое время «восьмерки» и «девятки», и по сей день находят отражение в новых моделях Волжского автозавода. В частности «десятка», а позже и «Приора», в своей основе несут конструкцию родом из 80-х. Даже современные Калины и Гранты, прибавив в качестве и технологиях изготовления комплектующих, все еще строятся на упомянутых решениях.

Для россиян, да и, конечно, для жителей постперестроечной Казани «зубилы» играют примерно такую же роль, как и Жигули для советского человека. 

Пережив стадию дефицита и всеобщего обожания, эти машины в гаражах бизнесменов и бандитов уступили место иномаркам. Следующий виток их жизни был связан с простыми людьми, приобретающими эти авто в качестве транспорта на каждый день.

За все это время по стране разбрелось более 5 000 000 Самар. Если представить, что каждый экземпляр хотя бы не на долго попадал в руки 5-10 людей, то через эту стадию автовзросления в своей жизни прошло до 1/3 населения нашей страны. Артисты и политики, спортсмены и ученые. Да кто угодно. В России сложно найти человека, хотя бы раз не оказавшегося за рулем таких автомобилей.

Таким образом, модель стала той самой скрепой, сумевшей объединить страну. Причем это достаточно уникальное явление. В Европе и США истеблишмент обычно ездит на одних машинах, а простой народ на других. 

Старая Нива, новый двигатель

Мы уже писали о том, что АвтоВАЗ в последнее время несет колоссальные убытки из-за отсутствия в модельном ряду адекватного народного внедорожника. Люди по всей стране находятся под впечатлением от Рено Дастер, и старую Ниву по похожей цене брать отказываются.
Уходящая с конвейера АвтоВАЗа «четырнадцатая» отдаст свой лучший двигатель Ниве?

Выходом из этой сложной ситуации должно стать обновление модельного ряда АвтоВАЗа и появления в нем сразу нескольких внедорожников. Проблема в том, что это случится только через пару лет, а убытки завод несет уже сейчас.

Дешевых способов заманить клиента в липкие лапы АвтоВАЗа было предложено несколько. Ходили слухи о полноприводной Калине, потом о завышенных моноприводных моделях, а на днях появилась информация о серьезных изменениях в конструкции старушки- Lada4х4 (обычная Нива).

Инсайдеры сообщают о том, что под капот раритетного автомобиля вместо 1,7-литрового двигателя мощностью 81 «лошадка» отправится двигатель от Приоры или навороченной «четырнадцатой». Речь в данном случае о 16-клапанном 98-сильном двигателе, который под капотом кроссовера ослабеет на 8 «коней».

Парочка тестовых Нив с этим двигателем, установленным продольно кузову, уже бегают по Тольятти. Под силовой агрегат пришлось переделать подрамник – теперь он там от Renault Logan. Кроме того, замене подвергнется поддон картера и карданные шарниры в трансмиссии. Последние уступят место современным ШРУСам.

А теперь самое интересное. Машины как бы уже тестируются и с такими силовыми агрегатами явно станут более интересными для россиян. С одной стороны, для самого АвтоВАЗа это очень хорошо, с другой — выпуск дешевой Нивы с современным двигателем вставит палки в колеса General Motors, строящей новый завод для выпуска Chevrolet Niva, и французам, гребущим лопатами деньги от продаж паркетника Renault Duster. Такой вот парадокс – российскому заводу на Волге выпускать дешевый привлекательный внедорожник мешают американцы, французы и, похоже, даже собственный директор Бу Андерссон (швед по национальности).

Евгений Котловкин
Фото из открытых источников

Понравился материал? Поделись в соцсетях
0 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite