Известный оппозиционер Алексей Навальный недавно получил очередной урок от власти

Парт-(т)рейдер Андрей Богданов

Известный оппозиционер Алексей Навальный недавно получил очередной урок от власти

Известный оппозиционер Алексей Навальный недавно получил очередной урок от власти. Созданная им в прошлом году партия «Народный альянс» неожиданно утратила право на свое название. Главным виновником этого стал политтехнолог Андрей Богданов, перерегистрировавший под названием «Народный альянс» одну из своих партий.

Алексей Навальный, ставший после сентябрьских выборов московского мэра главной политической звездой российской несистемной оппозиции, 17 ноября провел съезд своей партии «Народный альянс». Это был уже третий учредительный съезд (предыдущие состоялись в декабре прошлого и июне нынешнего года), который потребовалось провести после двукратного отказа минюста зарегистрировать ее.

Парт-(т)рейдер Андрей Богданов

На этом съезде Навальный официально был избран председателем партии. И в случае ее регистрации (а в третий раз отказывать в этой процедуре было бы не очень красиво), власть могла бы получить довольно серьезного противника на региональных и федеральных парламентских выборах. По крайней мере, в высоко урбанизированных регионах шансы партии Навального стать центром консолидации политической оппозиции казались очевидными. И сентябрьские выборы московского градоначальника, на которых Навальный получил свыше 27% голосов избирателей, тому подтверждение.  

Надо сказать, что в третий раз против главного «борца с коррупцией» была применена более изящная схема, чем просто грубый отказ в регистрации по формальным основаниям. Хотя это изящество весьма относительно – оно не способно прикрыть изначальную циничность замысла и беспринципность его исполнителя.

Смысл спецоперации по недопущению регистрации партии Навального заключался в том, что у нее отобрали ее название – «Народный альянс», дав возможность перерегистрироваться под этим брендом другой партии, созданной политтехнологом Андреем Богдановым под названием «Родная страна».

Как заявил сам Богданов, съезд партии «Родная страна» (создана и зарегистрирована в 2012 году), на котором она была переименована в «Народный альянс», состоялся 1 ноября. А 18 ноября соответствующие документы были поданы в минюст, который в конце месяца выдал свидетельство с новым названием.

Парт-(т)рейдер Андрей Богданов

При этом Богданов в интервью ряду изданий цинично заявил: 

«Можно считать, что мы помогли Алексею Навальному получить зарегистрированную партию», – заявил Богданов «Газете.ру», подчеркнув, что партия «выступает за развитие демократии» и готова выдвинуть главу незарегистрированной партии «Народный Альянс» Алексея Навального кандидатом на выборы в Мосгордуму. В интервью «Московскому комсомольцу» политтехнолог предложил Навальному возглавить партию и прийти в нее «вместе со всей своей командой».

Понятно, что предложение Богданова было сделано с расчетом на то, что Навальный откажется и тем самым лишится привычного бренда (тот уже заявил о намерениях оспорить решение минюста в суде, хотя очевидно, что это дело бесперспективное). В крайнем случае, если Навальный согласится, ему придется выложить за «возврат» названия круглую сумму.

Парт-(т)рейдер Андрей Богданов

Рынок политических партий

Не мной замечено, что современная политика по сути тот же рынок, где крутятся немалые деньги, где есть свои «продавцы», «покупатели» и «товары».

«Покупателями» в данном случае выступают избиратели. «Товаром» являются политические партии или же отдельные кандидаты. А в роли «продавцов» (крупных) выступают основные группы интересов – властная верхушка, олигархи, корпорации, зарубежные силы или же отдельные крупные политические персоны, которые борются за обладание политической властью, а также определяют правила игры (основные законы политического рынка).

«Покупатели» (избиратели) «покупают» «товар» (партии) посредством голосования на выборах. Естественно, что в этих условиях большое значение имеет качество «товара». Первое представление о нем «покупатели» получают из предвыборной рекламы, где им через предвыборные программы объясняют декларируемые достоинства того или иного «товара» (партии). В случае, если предпочтение отдается одному «товару», и этот «товар», придя к власти, реализует предвыборные обещания, это означает, что его заявленное качество соответствует фактическому. Но чаще всего имеет место обратная ситуация, когда декларируемые качества «товара» не соответствуют фактическим, то есть предвыборные обещания остаются невыполненными. В этом случае на следующих выборах «покупатель» будет «покупать» другой «товар». 

Очевидно, что политический рынок может быть либеральным, где имеет место реальная конкуренция «товаров» и их «продавцов». А может быть монополизированным, где административным путем создаются преимущества для одного «продавца», например, властной верхушки, и проталкиваемого ею «товара» в лице какой-нибудь партии власти. Иногда рынок может претерпеть коллапс – революцию, когда в условиях монополизма «покупатели», вдоволь «нажравшись» некачественных «товаров», устраивают бойкот их «продавцу» (бархатная революция) или же погром всей «лавки» (арабская весна). Но, революция завершена, и вскоре на место старых «продавцов» приходят новые со своими «товарами».   

Если вспомнить совсем недавние времена (2008-2011 годы), когда у нас было только семь партий, то можно охарактеризовать тот политический рынок как высокомонополизированный (тем более, что за некоторыми из «товаров» стоял один и тот же «продавец», при этом все «продавцы» фактически вошли в сговор друг с другом).

Либерализация партийной системы, начавшаяся в 2012 году, – это по сути легализация мелких торговцев («лавочников»), наводнивших рынок множеством «товаров», зачастую непонятного качества. Ясно, что в условиях «товарного» изобилия (а у нас в стране сейчас зарегистрировано 77 партий) огромную роль приобретают бренды, в нашем случае – раскрученные названия партий, которые хорошо известны «покупателю» (избирателю) и пользуются его доверием. Как известно, хороший бренд стоит немалых денег.

Парт-(т)рейдер Андрей Богданов

Андрей Богданов как парт-трейдер

Политтехнолог Андрей Богданов является, пожалуй, одним из наиболее известных отечественных трейдеров (торговцев), орудующих на рынке политических партий. По сути, он выступает в роли мелкого производителя и продавца низкокачественной продукции, который реализует свой товар перекупщикам (всем желающим заняться политикой), а те уже впаривают его на выборах конечному потребителю, то есть избирателю.

Так, начиная с 2012 года, он выбросил на рынок как минимум 7 партий: Демократическая партия России (ДПР), Партия социальных сетей (ПСС), Социал-демократическая партия России (СДПР), Коммунистическая партия социальной справедливости (КПСС), Народная партия России (НПР), «Союз горожан» и упомянутая в начале статьи «Родная страна».

Если разобраться, что собой представляют эти «товары», то очень быстро станет ясно, что это пустышки.

Полноценная партия имеет разветвленную структуру с сетью низовых парторганизаций и реальными членами. Такой «товар», как говорится, можно пощупать. Однако богдановские партии на ощупь не почувствуешь – членов в них по минимуму (500 человек на всю страну), да и то на бумаге. По сути Богданов продает не столько товар, сколько брэнд. А если быть еще точнее, он продает франшизу (право пользования брендом) региональным покупателям.

Вот как сам Богданов рассказал о своей деятельности в февральском интервью «Московскому комсомольцу»:

«Часто говорят: вот Богданов наделал партий и все их контролирует. Это было бы невозможно, — скромничает Андрей Владимирович. — Моя идея в другом. Мы должны помочь новым людям в политике. В старых партиях они не очень приживаются, там все уже занято, и мы строим для них новые. Причем по всему политическому спектру справа налево. Мы строим партии, как строится дом. Мы еще не знаем, кто в нем будет жить. А когда дом построен — начинаем продавать квартиры под ремонт. В этом «многоквартирном доме» одна «квартира» — один регион. Вот ожидаются в каком-то регионе выборы — и находятся желающие занять «квартиру», создать региональное отделение, чтобы выдвинуться от него в депутаты. И вот сейчас, когда началась подготовка к сентябрьским выборам, к нам буквально каждый день приезжают люди из регионов, где пройдут кампании. Говорят: покажите, какие у вас партии. Мы даем прайс, и люди выбирают себе партию, подходящую под взгляды. Кто коммунист, кто социалист, кто демократ, кто консерватор… Для каждой ниши, для каждого мироощущения у нас что-то есть. Мы говорим: вот социал-демократическая партия, вот народная партия, есть зеленая партия, есть КПСС — выбирайте! Мы переговорим с председателем партии, у нас очень хорошие отношения, он поможет вам создать региональное отделение — так мы заполняем очередную квартиру в этом доме».

Мало того, что Богданов торгует брендами по франшизе, он торгует по сути контрафактными брендами. Как на барахолке, где какой-нибудь PANACONIK продается под видом известного брэнда PANASONIC, так и Богданов продает свою КПСС (Компартию социальной справедливости) под видом КПСС (Компартии Советского Союза).

На начало года, как предполагается, стоимость «региональной франшизы» (регионального отделения) какой-нибудь псевдо-КПСС составляла около одного миллиона рублей. Сейчас, возможно, цены выше.

Так что парт-трейдера (торговца партиями) Андрея Богданова можно поздравить с успешным бизнесом.

Парт-(т)рейдер Андрей Богданов

Андрей Богданов как парт-рейдер

Как и на всяком рынке, на рынке политических партий имеют место не только привычные торговые операции, но и такое явление, как рейдерство. Впрочем, если в экономике рейдерские захваты являются уголовно наказуемым деянием, то в сфере партийного строительства данная процедура не относится к числу криминальных. В лучшем случае, рейдерство на партийном поле становится объектом гражданского судопроизводства, а чаще всего суды предпочитают вообще не вмешиваться во внутрипартийные процессы.

В принципе в партийной сфере под рейдерством можно понимать захват (или попытку захвата) власти в партии (или региональном отделении) одной из внутрипартийных групп либо внешней группой. При этом очень часто такое действие осуществляется в интересах внешнего игрока.

На счету Богданова таких рейдерских спецопераций было как минимум две, и обе они осуществлялись в интересах властных структур.

В 2005 году он захватил единоличную власть в «старой» Демократической партии России (ДПР) в целях недопущения прихода к ее руководству бывшего российского премьер-министра, а позже оппозиционера Михаила Касьянова. Тот намеревался официально возглавить ДПР на съезде партии 17 декабря, но Богданов провел в этот день альтернативный съезд партии, и именно этот съезд минюст признал легитимным.

В 2011 году похожим образом Богданов в угоду интересам той же власти сместил с должности председателя партии «Правое дело» олигарха Михаила Прохорова.

Парт-(т)рейдер Андрей Богданов

Однако последний случай, связанный с партией Навального, нельзя рассматривать как классическое рейдерство. Дело в том, что объектом захвата была не партия, а ее бренд – «Народный альянс». Это больше похоже на мошеннический способ установления прав собственности над раскрученным, но не зарегистрированным брендом (товарным знаком). В реальной экономике такое если и случается, то редко, так как любой производитель (или продавец)  первым делом регистрирует свой бренд (товарный знак). А вот в политике возможность регистрации партийного бренда в ряде случаев носит не заявительный, а разрешительный характер. Так что при наличии административного содействия тому же Богданову не составит труда зарегистрировать на себя название любой неугодной оппозиционной партии.

Впрочем, если быть справедливыми, то надо признать, что Богданов не является первопроходцем в этом деле.

Еще в 2004 году аналогичную технологию применил другой, менее известный парт(т)рейдер – Александр Рявкин. В 2004 году он переименовал свою Российскую сетевую партию поддержки малого и среднего бизнеса (РСП) в партию «Свободная Россия», отобрав тем самым название у либеральной оппозиционерки Ирины Хакамады.

Впрочем, как бы не пытались мы критиковать или даже осуждать трейдерство и рейдерство в политике, следует признать, что бороться с этими явлениями сложно. В условиях конкуренции и политического выбора (и то и другое суть рыночные категории) оба явления являются неотъемлемым элементом рыночных отношений (реальных, а не идеальных). Альтернативой этому может быть лишь политическая монополия с ее плановыми показателями количества проголосовавших за безальтернативный «союз коммунистов и беспартийных». 

Хотите вы этого? Лично я – нет.

Сергей Мезенцев

Фото из открытых источников


0 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite