Ильнар Гирфанов: «Никто не задумывается над тем, что побег от проблемы – это не решение проблемы»

Руководитель Правового Департамента Научно-исследовательского центра развития управленческих компетенций «Абада» в интервью KazanFitrst

Руководитель Правового Департамента Научно-исследовательского центра развития управленческих компетенций «Абада», соучредитель регионального отделения партии «Молодая Россия», координатор Корпуса наблюдателей «За чистые выборы» в РТ, Председатель ТРО Совета молодых юристов при Ассоциации юристов России, учредитель регионального отделения Общероссийского народного фронта в РТ Ильнар Гирфанов в интервью KazanFirst рассказал, почему важно занимать активную жизненную позицию, как определить свои компетенции и почему не стоит уезжать из России.

– Почему вы стали заниматься общественно-научной деятельностью?

Во время учебы я старался активно участвовать в студенческой и общественной жизни. Любой студент, по прошествии первого года обучения начинает осознавать, что ему нужно интегрироваться в студенческую жизнь, а сделать это можно либо через общественно-научную, спортивную деятельность или другие виды деятельности. Я выбрал общественно-научное направление.

Ильнар Гирфанов: «Никто не задумывается над тем, что побег от проблемы – это не решение проблемы»

– Чему вы научились, когда боролись за получение Потанинской стипендии?

Отбор стипендиатов благотворительного фонда им. В. Потанина проходит по компетенциям, которые определяются на протяжении нескольких туров. На первоначальном этапе требуется, чтобы у студента было закрыто на «отлично» два полугодия. Второй этап — тест на IQ и эрудицию. Из всех отличников отбирается 100 человек. После этого студенты участвуют в деловой игре, в ходе которой эксперты отбирают студентов по компетенциям — лидерские качества, командная работа и другие. Из этих 100 человек на весь университет отбирается 20 человек.

Когда я участвовал в программе стипендии, мне посчастливилось поработать с сильными ребятами. После этого у меня началась новая жизнь. Я понял, что учиться и учиться хорошо необходимо, потому что если ты себя видишь в дальнейшем в выбранной профессии, у тебя должны быть идеальные знания в этой отрасли. Но только на знаниях в современной конкурентной среде прожить невозможно. Необходимо развивать компетенции, например — через общественную или проектную деятельность.

– Как помогает выявить и развить компетенции стипендия Потанина?

Стипендия Потанина — это отличная школа. Стипендиаты на протяжении года постоянно задействованы в проектной деятельности. На начальном этапе ты со своей группой создаешь проект, к нему пишешь бизнес-план, готовишь дорожную карту реализации. Дальше, если твой проект проходит отбор, ты участвуешь в общероссийском съезде – называемом Зимняя школа, где дорабатываешь его и в дальнейшем защищаешь перед экспертным сообществом. Кроме этого, на этой школе в течение недели ведущие российские эксперты и бизнес-тренеры проводят обучение по компетенциям. Мы с коллегами, после участия в программе Потанинской стипендии стараемся передать полученные знания дальше, другим студентам.

Ильнар Гирфанов: «Никто не задумывается над тем, что побег от проблемы – это не решение проблемы»

– Как появился Совет молодых юристов России?

На втором курсе мы с единомышленниками возглавили студенческо-научное общество юридического факультета. За время работы мы провели две крупные международные конференции, пригласили более 500 российских и зарубежных студентов. Дважды организовали «Всероссийские судебные дебаты», где были задействованы все правовые школы, которые существуют в России.

На четвертом курсе мы с коллегами были приглашены для участия в одном из мероприятий, проводимых Ассоциацией юристов России. Это общероссийская организация, которая была создана при поддержке Владимира Путина и Дмитрия Медведева. Она инициировала объединение российских юристов на общественных началах. Дальше организация стала расти, и среди ее членов стало появляться много молодых юристов. Мы с коллегами тоже включились в работу этой организации и так совпало, что в этом же году было инициировано создание Координационного совета молодых юристов. Теперь в каждом регионе есть советы молодых юристов. Через этот совет мы начали осуществлять свои общественные проекты. Мы оказываем бесплатную юридическую помощь малоимущим слоям населения, причем не только в городе, но и с выездами в районы республики. У нас есть проект «Школа права», в рамках которого наши юристы-волонтеры, студенты старших курсов, раз в неделю выбирают школу и читают в ней уроки права.

– Почему был создан общероссийский корпус наблюдателей «За чистые выборы»?

В конце декабря 2011 года проходили выборы в Госдуму РФ, в 2012 — выборы президента России. И события, которые произошли после выборов в Госдуму — Болотная площадь и другие, всколыхнули общество. Многие начали говорить о том, что необходимо создать инструмент или механизм, который будет обеспечивать легитимность выборов. Лозунги той же Болотной площади кричали о том, что не хватает именно легитимности, все об этом говорили. И возникла идея организовать на базе Ассоциации юристов России корпус наблюдателей «За чистые выборы». Мы решили, что никто не может дать правовую оценку легитимности избирательного процесса, лучше, чем юристы. Эта идея нашла отклик, и мы создали общероссийский корпус наблюдателей «За чистые выборы». И в 2012 году практически по всей России у нас были поставлены наблюдатели. У нас в Татарстане мы собрали более 3 000 человек. Мы отдельно их собирали, проводили обучение — какие нарушения могут быть, как на них реагировать и каким образом пресекать нарушения. Участие подобных наблюдателей дало определенный импульс и в работе избирательных комиссий — они стали более уважительно относиться к процессу выборов. С тех пор наш корпус наблюдателей участвует в каждых выборах.

– Вы создали партию «Молодая Россия» — какова ее цель?

В Ассоциации юристов, в корпусе наблюдателей очень много активных молодых людей, которые хотят участвовать в общественной жизни. И мы решили, что нам, как юристам, надо образовывать партию. Мы создали общероссийскую политическую партию и назвали ее «Молодая Россия». Было решено, что надо не только ругать власть, но и активно участвовать в жизни государства и в решении возникающих проблем.

Мы пришли к выводу, что следует начинать с малого — с муниципальных выборов, потому что большинство проблем возникает именно на муниципальном уровне. Мы собираемся готовить членов нашей партии к выборам в Госсовет РТ, которые пройдут в сентябре 2014 года, а потом и к выборам в Государственную думу России. Я считаю, что механизм партии должен помочь молодежи найти и реализовать себя через возможность выборности, законодательной инициативы. Мы хотим, чтобы активисты высказывали свое мнение не только на страницах в социальных сетях, но и в реальной жизни.

Ильнар Гирфанов: «Никто не задумывается над тем, что побег от проблемы – это не решение проблемы»

– Почему вы состоите в Общероссийском народном фронте?

Создание Общероссийского народного фронта нашло поддержку у граждан за счет того, что они могли через фронт себя реализовать, решать общие задачи, которые стоят перед обществом и государством. Я вижу задачу ОНФ в том, чтобы объединить людей с разными взглядами и мнениями на одной площадке, где решаются общероссийские задачи. Те люди, которые хотят что-то изменить, должны содействовать власти. Государство может справиться само, но сейчас мы переходим на новый уровень, когда общество должно работать вместе с властью. У нас все ругают существующий строй, говорят, что все плохо, но мало кто начинает что-то менять.

– Как организации, в которых вы состоите, помогают вам работать с компетенциями?

Когда ко мне с предложениями обращаются молодые люди, я стараюсь с ними встретиться и обсудить инициативу лично. Потому что у них есть многое — цели, идеи, желание и амбиции, но порой они не могут полностью раскрыть свой потенциал, и им надо дать правильный вектор для развития. В советское время для этого существовала партийная школа, она показывала, как идти к своей цели. А сейчас этот механизм наставничества потерян. И мы, за счет партии, Ассоциации юристов и корпуса наблюдателей стараемся реализовывать механизм наставничества.

Ильнар Гирфанов: «Никто не задумывается над тем, что побег от проблемы – это не решение проблемы»

– Сталкиваетесь ли вы с развитием компетенций в своей повседневной жизни?

Я являюсь руководителем правового департамента научно-исследовательского центра «Абада», который занимается оценкой и развитием управленческих компетенций. Наша система позволяет делать спектральный анализ человека и понимать, на каком уровне развития находятся его компетенции, что ему в дальнейшем необходимо развивать для карьерного роста. Татарстан один из первых регионов, который начал проводить такую оценку, другие регионы сейчас перенимают наш опыт в данном направлении.

Вообще система оценки компетенций существует уже достаточно давно. Сингапур – самый показательный пример, там очень сильно поставлена оценка и развитие компетенций госслужащих. В ведущих бизнес-компаниях каждого соискателя проверяют не только на знания и опыт, но и на компетентность. У каждой должности в каждой организации есть определенные требования, какие компетенции и как должны быть развиты. Ребят, которые приходят работать к нам, мы тоже оцениваем по компетенциям, проводим обучение и развиваем своих сотрудников.

– Как определить компетенции?

Каждый студент, желательно еще на первом или втором курсе, должен понять, кем он себя видит в будущем и какими навыками и опытом он должен обладать, чтобы в дальнейшем занять желаемую им должность. У каждого адекватного студента есть амбициозные цели стать кем-то и состояться по жизни. Но, зачастую, по окончанию вуза они сталкиваются с высокой конкуренцией и понимают, что полученные ими знания не дают возможность полностью раскрыться, чтобы достигнуть цели. Поэтому студенту, чтобы понять, кем он хочет стать, он должен понять, какие компетенции и навыки при этом нужны. Где-то нужно системное мышление и командная работа, где-то лидерские навыки.

Каждый может сам для себя понять, какие сильные и слабые стороны у него есть. Необходимо для начала хотя бы сесть и оценить все свои качества по десятибалльной шкале. Конечно, это будет субъективная оценка, но начальный толчок даст. Более объективный вариант – пройти онлайн-тестирование на компетенции. Но самый лучший вариант – если у человека есть возможность поучаствовать в деловой игре или каких-то проектах. Живая работа лучше всего показывает сильные и слабые стороны человека.

Ильнар Гирфанов: «Никто не задумывается над тем, что побег от проблемы – это не решение проблемы»

– Какие преимущества дает знание своих компетенций?

С полученными знаниями необходимо работать. Можно начать развивать свои изначально сильные стороны, но для человека всегда желательно преодолевать себя. Любые навыки и знания приходят к нам через преодоление препятствий. Прочитав книгу и поняв, что такое компетенция, человек не получит развития, если не попробует применить полученные знания на практике.

Сегодня студентам дается очень хорошая возможность участвовать в общественной жизни – создано невероятное количество различных общественных организаций, реализуется множество молодежных, социальных, политических проектов. Студент может попробовать поучаствовать в любом из них. Если ему не нравится – он может начать работать на себя. Конечно, это тяжело, потому, что тебе приходится самому себя контролировать, самому принимать ответственные решения. Но именно таким образом человек начинает развиваться.

– Когда необходимо начать развивать компетенции?

Лучше всего – со школьной скамьи. Зачастую принимая решение о том, в какой вуз поступать, школьники прислушиваются к мнению окружающих, родителей, а свое мнение почти не высказывают. И к окончанию вуза мы получаем студентов, которые не хотят работать по полученной специальности, им она не нравится. Кто-то с этим соглашается и потом становится несчастным человеком, кто-то, как может, пытается перестроить свою учебу и работу на другой лад. Чтобы с этим не сталкиваться необходимо еще в школе дать ребенку возможность понять, что ему больше всего нравится и какими он обладает способностями. И чтобы дети, исходя из своих компетенций и полученных знаний, выбирали дальнейшее обучение. Хочется сказать родителям, чтобы они не заставляли ребенка заниматься тем, что ему не нравится. Ребенок должен состояться как личность. А человек состоится как личность только тогда, когда полностью себя реализует. А для этого он должен выбрать вид деятельности, которым хочет заниматься и знания, которые хочет получать.

Ильнар Гирфанов: «Никто не задумывается над тем, что побег от проблемы – это не решение проблемы»

– Сегодня молодые люди все чаще говорят, что в России у них нет будущего, и стараются уехать за рубеж. Как бороться с этой тенденцией?

Очень часто приходится слышать жалобы на Россию – здесь все плохо, зато на Западе и в Европе хорошо. Но никто не задумывается, почему и действительно ли там так хорошо, как кажется. Когда общаешься с иностранцами, понимаешь, что везде есть свои особенности, проблемы, заморочки. У каждой нации свои мера восприятия и менталитет. И не всегда опыт одной страны можно перенести в другую. Я считаю, что любой человек должен понимать, что в стране, в которой он родился, за века выработался свой менталитет, свои традиции, о которых нельзя забывать и нельзя говорить, что этот опыт плохой. Нужно опираться на тот фундамент, который был создан до нас. Нужно его понимать, пропускать через себя, видоизменять и развивать.

Когда я был студентом, многие мои сверстники уезжали за границу, учиться и жить. Но сейчас они возвращаются. Я их спрашивал – почему они вернулись, неужели там плохо? Они отвечают – в целом все хорошо, но это не наше. В итоге, уехав туда, они просто потеряли время.

Когда люди говорят, что хотят уехать из России, потому что здесь много проблем, они не понимают одного. Никто не задумывается над тем, что побег от проблемы – это не решение проблемы. Каждый человек должен понимать, что он ответственен не только за себя, но и за то, что происходит вокруг него, за государство, которое его окружает. В советское время государство отвечало за коллектив, а коллектив – за государство. Сегодня сломив этот режим и перейдя к демократии, рыночным отношениям, мы это потеряли. Люди получили права и обязанности, но не положили себе в голову понятие ответственности за принимаемые ими решения. Поэтому в современных реалиях необходимо донести до людей значимость их действий и развивать чувство  ответственности каждого гражданина за государство. И тогда большинство проблем будут решаться самими гражданами.

Решение проблемы – это когда каждый из нас начнет изменять ситуацию вокруг себя на локальном уровне. Сталкиваясь с препятствием, не будет опускать рук, а будет пытаться его преодолеть. И преодолев это препятствие на локальном уровне наработать определенный навык, который поможет человеку в дальнейшем реализовывать себя на региональном и федеральном уровне.

Елена Орешина
Фото: Роман Хасаев

Понравился материал? Поделись в соцсетях
0 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite