Расти бизнес средний и маленький

KazanFirst о новом поручении премьер-министра России Дмитрия Медведева

Премьер-министр России Дмитрий Медведев поручил госкомпаниям увеличить долю закупок у малого и среднего бизнеса. KazanFirst опросил экспертов и выяснил, к чему приведет подобное поручение и какие проблемы могут возникнуть на пути его реализации.

Премьер-министр России Дмитрий Медведев утвердил директивы для представителей РФ в советах директоров госкомпаний для голосования по вопросу о расширении такими компаниями закупок у малого и среднего бизнеса.

Директивы предусматривают реализацию мер, направленных на увеличение доли закупок у малого и среднего бизнеса, снятие административных, финансовых и информационных барьеров при их участии в закупках, увеличение доли закупок инновационной продукции у малого и среднего бизнеса в общем ежегодном объеме закупок.

Расти бизнес средний и маленький

Кроме этого госкомпании должны увеличить доли закупок в электронном виде. В 2014 году объем закупок в электронном виде должен составить не менее 40% в общем объеме закупок, в 2015 году – не менее 45%.

Планируется развивать и инновационное направление. В положение о закупках необходимо внести изменения, по которым ежегодно не менее 20% закупок традиционных товаров должно замещаться инновационной продукцией, разработанной малым и средним бизнесом и прошедшей оценку соответствия по безопасности и надежности. В случае отсутствия инновационных предложений осуществляется закупка стандартной продукции.

Расти бизнес средний и маленький

В процедуры закупок должен быть внедрен критерий оценки и сопоставления заявок «стоимость жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта» с возможностью заключения по результатам закупки договора жизненного цикла на основе разработанной методики для закупок инновационной продукции, а также для закупок высокотехнологичной или технически сложной продукции.

KazanFirst опросил экспертов и выяснил, к чему приведет поручение госкомпаниям увеличить долю закупок у малого и среднего бизнеса и какие проблемы могут возникнуть на пути его реализации.

Расти бизнес средний и маленький

Заместитель министра экономики Республики Татарстан — начальник Департамента поддержки предпринимательства Рустем Сибгатуллин

О подобной мере говорили давно. Данное нововведение поможет предпринимателям поддержать свой бизнес и развить его. Трудности по реализации данного поручения могут возникнуть с обеих сторон. Госструктуры могут неверно обозначить техзадание по заказу или установить заниженную цену, не разобравшись в вопросе. Предприниматели, в свою очередь, могут оказаться не готовы предоставить требуемые товар или услугу. Поэтому важно, чтобы госзаказ был сформирован крайне четко и подробно, чтобы ни у одной из сторон во время выполнения госзаказа не появлялось вопросов и нестыковок.

Расти бизнес средний и маленький

Уполномоченный при президенте республики Татарстан по защите прав предпринимателей Тимур Нагуманов

Это очень хорошая инициатива, вопрос в том, как она будет реализовываться. В Татарстане уже ведется активная работа по поддержке малого и среднего предпринимательства, в частности реализуется ФЗ РФ №223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Процесс госзакупок должен быть прозрачным, чтобы в нем могли участвовать все желающие. Кроме этого необходимо, чтобы все госкомпании осуществляли покупки через единую систему закупок, работающую по системе биржи – где наилучшее предложение, там и стоит покупать. Но могут быть и проблемы. Чтобы не допустить малый и средний бизнес к контракту, достаточно сделать систему закупок непрозрачной или допустить к участию аффилированные компании. Но и предприниматели могут оказаться не готовы к большим объемам продаж. В республике сегодня более 500 госкомпаний, общий объем закупок просто огромен. Конечно, кому-то требуется больше, кому-то меньше. Важно, чтобы малый и средний бизнес нашел свою нишу.

Расти бизнес средний и маленький

Генеральный директор агентства воздушного, железнодорожного транспорта и туризма AVT Азамат Сабиров

Нововведение позитивное. Но главный вопрос в данном случае будет заключаться в техзадании, насколько качественно оно будет проработано. Например, в нашей сфере очень сложно соответствовать госзаказу, цены на билеты постоянно меняются и их достаточно сложно загнать в конкретные рамки. Также сложно определить цену и качество услуг культурно-массового характера. Еще одна возможная проблема – недобросовестные конкурсанты. Те же самые аффилированные компании могут участвовать в конкурсе наряду с мелкими и средними предпринимателями. Но аффилированная компания может занизить цену за товар или услугу так, что ни один предприниматель в здравом уме не захочет бороться за подобный заказ. В итоге получится, что на бумаге процент госзакупок у малого и среднего бизнеса возрастет, но на самом деле ничего подобного не будет. Поэтому важно проверять качество поставщиков, обозначить условия по допуску к участию в конкурсе на госзаказ. Будет ли этот вопрос решаться через аккредитацию компаний или как-то еще, пока неясно.

Расти бизнес средний и маленький

Генеральный директор ЗАО «Инновационно-производственного технопарка «Идея» Сергей Юшко

Контракт на закупку продукции для малой компании — очень эффективный инструмент развития. Первый контракт — это самый трудный шаг, по итогам которого складывается реальный оборот денег и продукции. Компания понимает своего клиента и начинает работать для него, что дает серьезный толчок. По результатам исполнения контракта и осмысления этого процесса внутри компании будет принято решение о планах работы с клиентами и специфике товара. Возможно, товар станет другим. Важно понимать, что первый клиент дает очень многое для молодой компании и поэтому опыт общения с первым клиентом бесценен. 

Конечно, в любом деле бывают сложности, о которых вначале деятельности даже не подозреваешь. Поэтому, думаю, что трудности могут возникнуть как в ходе реализации государственного контракта, так и во время работы с частными компаниями. Понятно, что госконтракты, как инструмент начального развития компании, содержат более серьезный потенциал, чем просто денежные гранты, но и без заказов от государства можно развиваться успешно. Пример тому – резиденты Технопарка, которые умеют зарабатывать в рыночных условиях, продают свои компетенции на рынке. Они конкурентоспособны. Клиентами наших резидентов являются компании, представляющие такие бренды как Honda, L’Oreal, «Газпром», «Роснефть», Siemens, Danone, ABBY, VICHY и так далее.

Однако надо понимать, что не все компании способны так работать, и кто-то нуждается в помощи. Для них реализация этой инициативы должна принести достаточно хорошие результаты. Поэтому считаю поручение перспективным и интересным.

Елена Орешина

Понравился материал? Поделись в соцсетях
0 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite