
Щемящие ноты, щенячьи
Юрий Алаев о сериале «Оттепель»
Вот он закончился, этот сериал о чуть повзрослевших стилягах, заполночь уже, а я сижу и силюсь разобраться в том, что для меня увиденное. Оно мне надо? Почему-то надо. Зацепило, значит.
Чем? Вы пожмете, возможно, плечами, но — щемящей нотой нежности к ушедшему отцу. К нему – большому кинорежиссеру и просто широкой души человеку Петру Тодоровскому, и – через него, отца, — к ушедшему времени. По-моему, ключ к фильму здесь, и не почувствовавшие, не услышавшие этой ноты останутся, скорее всего, разочарованными. Или не вполне удовлетворенными. Или раздосадованными.
Всё чисто, всё умыто в той Москве и на том «Мосфильме», все любят друг друга и влюблены в свою работу, все талантливы, съемочная группа – это семья без урода. При всех бытовых размолвках, творческих и любовных терзаниях. Это взгляд ребенка на большой, не вполне понятный и завораживающий мир взрослых. И облака табачного дыма, окутывавшие главных и второстепенных персонажей в первой части сериала и вызвавшие бурю протестов в блогосфере, — это тоже взгляд ребенка, так воспринимавшего курившего отца. И с легкостью то и дело опрокидываемые в разгар рабочего дня стопарики – оттуда же.
Так что «Оттепель» — это не о времени разоблачения культа Сталина, это об оттепели в душе режиссера, разменявшего шестой десяток и решившего поделиться с нами своей ностальгией. Бывает.
Поэтому Тодоровского-младшего абсолютно не волновало, по-моему, что в его фильме не будет широких общественных настроений, поэтических вечеров в Политехническом (ставшими стержнем прекрасного фильма Марлена Хуциева в 1962 году), преодоления сталинизма и прочих «примет времени». Время и пространство для него вот тут – на съемках некоего подобия «Кубанских казаков», в точно прописанных бытовых зарисовках, в проявлениях человеческих характеров (Светлана Колпакова в роли Нади Кривицкой бесподобна, как и Нина Дворжецкая в роли второго режиссера Регины Марковны). Пространство-время – в ауре целлулоида под солнцем софитов, в простеньких мелодии и словах песни насчет оттепели и что теперь. Кстати, о «казаках»: вы обратили внимание, что в заключительных сериях лейтмотивом звучит уже не эта песня, а другая, хоровая – про любовь сложившуюся? Переслушайте, при случае.
Но Валерий Тодоровский мастер, конечно, и, развлекая зрителя зарисовками (при неспешно, деликатно говоря, разворачивающемся сюжете), дает несколько штрихов для озабоченных политикой и злобой дня. Тут и кукуруза, которую пьяный Федя Кривицкий посоветовал актрисе засунуть «сами знаете куда», мол, там ей самое место, и зловещая-лайт карикатура на Порфирия Петровича в образе следователя прокуратуры, тут могущественный соконструктор «Катюши» отец Хрусталева и крик директора картины, грузина, «усатого вынесли!» (разумеется,- кто же, как ни грузин, мог такое прокричать, не еврей же?). Ну, и название, — манок, конечно, для тех, кому хорошо «за».
Но бог с ней, злобой дня, что же в целом-то — удался фильм? Это с чем сравнивать. Давайте договоримся, что мы с вами ничего не слышали о Мэтью Уайнере и сериале «Mad Men», потопчемся на отечественной почве. Подбор актеров, их игра, проработка характеров, диалоги – на пять, без вопросов, ансамбль состоялся. Сюжет… Ну, крепенько. То есть в сравнении с бесчисленными российскими телесериалами (да и большинством «больших» фильмов) — очень качественно, талантливо сделано. В сравнении с самим собой… Тоньше, чем «Стиляги», если забыть, что то был мюзикл. А вот до «Страны глухих» 35-летнего Валерия Тодоровского 51-летнему Валерию Петровичу еще расти и расти.
Юрий Алаев.
P.S. Во избежание упреков и недоумений ценителей особо прекрасного, а также брутального, скажу: да, согласен, — попа юной Анны Чиповской великолепна, Евгений Цыганов безупречно маскулинен, а в паре сцен показал себя еще и большим актером, Михаил Ефремов фееричен, как всегда, впрочем.