А кони все скачут и скачут, а церкви горят и горят…

Юрий Алаев о том, возгорится ли из искры пламя

Как там говорится-то?  Один раз — случайность, два — совпадение, три — закономерность? А если семь раз, то что?  Попустительство, преступная бездеятельность? Я о поджогах православных церквей, часовен и молельных домов в Татарстане. 
А кони все скачут и скачут, а церкви горят и горят...
Статистика за последние полтора месяца такова. 13 сентября 2013 года в селе Ивановка Лениногорского района РТ  сожжена часовня у местного кладбища. 1 ноября 2013 года в кряшенской деревне Ленино Новошешминского района РТ сожжена часовня на роднике. В ночь с 13 на 14 ноября 2013 года в селе Соколка Бугульминского района РТ подожжена часовня. В ночь с 16 на 17 ноября 2013 года в Чистополе подожжен храм в честь Новомучеников и исповедников Российских, в ту же ночь в кряшенской деревне Ленино Новошешминского района сожжен храм св. Дмитрия Солунского. В ночь на 29 ноября подожжены церковь в с. Албаево Мамадышского  в честь рождества св. Ин. Предтечи и церковь в д. Крещеные Казыли Рыбно-Слободского района в честь Св. Троицы.
А кони все скачут и скачут, а церкви горят и горят...
Последние два случая чего-то там переполнили. Прокуратура Татарстана направила в орган следствия требования о возбуждении уголовных дел по ч.1 ст.205 УК РФ («Террористический акт»), в тот же день прокурор РТ Илдус Нафиков провел экстренное заседание коллегии прокуратуры, посвященное вопросам активизации работы в сфере борьбы с проявлениями экстремизма и заявил, что «ни у кого нет сомнений, что серия произошедших в республике поджогов церквей носит не случайный характер. Правоохранительные органы Татарстана должны дать адекватный ответ тем, кто желает раскачать ситуацию в регионе». 30 ноября выступило с заявлением Общество русской культуры Республики Татарстан (официально год как уже не существующее, под водительством проф. А.Салагаева; то, что официально признано властями республики, молчит пока). Следом было обнародовано совместное заявление Духовного управления мусульман Республики Татарстан и Татарстанской митрополии Русской православной церкви.
А кони все скачут и скачут, а церкви горят и горят...
На мой вкус, долгонько раскачивались, и не факт, что спохватились именно тогда, когда еще не поздно, тем более, что содержательно все три инициативы отнюдь не выглядят адекватными ситуации. Прокурор суров и решителен, как ему и приличествует, но не рано ли говорить в данном случае о терактах? Иерархи двух конфессий в очередной раз продемонстрировали паствам единство позиции, но по существу не только не дали внятной оценки происходящему, а даже не нашли в себе сил указать в заявлении принадлежность атакованных вандалами объектов, предпочтя нейтральное определение «культовых» (можно подумать, что в РТ также жгли мечети, синагоги и буддийские пагоды). В привычном для себя ключе выступили и представители ОРК, начав с обвинения властей Татарстана со времен распада СССР, закончив призывом к прихожанам организовать «совместно с полицией» ночное патрулирование территорий вокруг храмов и не найдя ни слова для призыва к сотрудничеству не русских.

Разумеется, мне могут сказать, что прокурору и авторам заявлений виднее, что и как характеризовать, но и мне, как одному из тех, кто живет в Татарстане, тоже кое-что видно и позволительно, надеюсь, высказать свою точку зрения.

Невооруженным взглядом видно, например, что властные структуры (в том числе митрополия и ДУМ) постараются перевести ситуацию в плоскость навязшей в зубах мантры насчет того, что терроризм не знает границ, а преступность не имеет национальности. Точно так же видно, что обычные люди (обыватели, если угодно) видят в происходящем куда более простые причинно-следственные связи. Например, что ваххабиты селятся там, где для них есть среда, а среда создается в недрах общества, а следить за ее благополучием — и санировать при малейших признаках заражения общественной ткани — обязанность и дело власти, государства. Не получилось или не получается, значит либо власть потворствует, либо ограниченно дееспособна, и в повестку становится вопрос о двоевластии.

Обратите внимание: поджоги церквей и молельных домов произошли не в мегаполисе, а в деревеньках, где каждый знает, в каком часу ночи какой сосед пукнул, кто приехал и кто куда уехал. И при этом, как я понимаю, по сей день никого из поджигателей не выявили. Или выявили, но привлекать, то есть предавать дело огласке, не хотят? Думаю, последнее, то есть все-таки думаю о властях относительно хорошо. А не хотят оглашать, потому что в этом случае возникнут имя, фамилия и да — национальность. И после оглашения уже никому не будет никакого дела ваххабит-интернационалист орудовал или татарин, или русский, он действовал осознанно или был зомби-орудием в чьих-то руках, — из искры возгорится. Собственно, на это и рассчитывают провокаторы.
А кони все скачут и скачут, а церкви горят и горят...
Так что говорить сегодня надо, по-моему, не о не имеющих происхождения злоумышленниках, отмазывая их от рода-племени, и даже не о межконфессиональном согласии, а о дружбе народов, о ее примерах и повседневности, это возводить до уровня высших ценностей, а не политкорректную либеральную жвачку о толерантности и терроризме, не знающим национальностей и границ. Истина конкретна; у всего есть имя и всему есть границы. И предел.

 

Юрий Алаев

Понравился материал? Поделись в соцсетях
0 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite