Datsun провалится в Татарстане: почему совместный проект АвтоВАЗа и компании Nissan обречен?

KazanFirst о том, почему секретная модель АвтоВАЗа провалится в Казани

KazanFirst о том, почему секретная модель АвтоВАЗа провалится в Казани

Большинство казанских автолюбителей хотя бы краем уха слышали о планах альянса Рено-Ниссан выпускать в Тольятти новую машину под возрожденным брендом Datsun. У отечественного автопроизводителя сейчас тяжелый период, продажи Lada резко упали, народ тянется к кроссоверам… Не является ли выпуск очередной легковушки в перенасыщенном B-классе судьбоносной ошибкой предприятия?

Начнем издалека. Так уж сложилось, что в отсутствие конкуренции завод на Волге полвека штампует однотипные автомобили одного класса, непредсказуемого качества. В советский период это было оправдано, загнанному в угол человеку не было особого дела до классовой принадлежности и характеристик своего авто, лишь бы он сам был. Не потребитель диктовал условия производителю, а в лучших традициях плановой экономики неэффективные заводы решали, во что лучше одеваться, что есть и на чем ездить гражданам.

Тепличные монополистические условия и традиционная недальновидность отечественных управленцев привела к тому, что в модельной линейке предприятия не осталось ничего, кроме очень похожих друг на друга по характеристикам автомобилей B-класса. Тут и все семейство Самар, и «десятки» с «приорами», и «классика», и Калины, и Гранты. Сейчас к этому списку одноклассников добавляются Логан, Сандеро, новая Альмера и тот самый Datsun. Чувствуете подвох?

Datsun провалится в Татарстане: почему совместный проект АвтоВАЗа и компании Nissan обречен?

При этом популярный в Европе класс маленьких экономичных автомобилей отечественным автопроизводителем заброшен вместе со снятием с конвейера Оки. Минивен LADA Надежда (ВАЗ 2120) умер, не родившись, а единственный внедорожник Нива (имя которого АвтоВАЗ продал американцам) серьезно не обновляется с 1977 года.

И вроде бы все было стабильно, жители сел и деревень покупали продукцию ВАЗа из-за ремонтопригодности и простоты в обслуживании. Так бы, авось, и продержались до изобретения космолетов. Однако «проклятые капиталисты» зачем-то ввели моду на кроссоверы…

Datsun провалится в Татарстане: почему совместный проект АвтоВАЗа и компании Nissan обречен?

Именно кроссовер, а не седан или хэтчбек, сейчас является мечтой подавляющего количества россиян. В нашей стране уже примерно каждый третий автомобиль является машиной повышенной проходимости. На этот класс автомобилей приходится каждая вторая покупка транспортного средства в стране. Причем в Татарстане и, тем более, в Казани эти цифры можно смело умножать на коэффициент 1,5.

Отечественные инженеры и руководители ВАЗа спохватились слишком поздно. Показанный на Московском автомобильном салоне 2012 года концепт Lada XRAY симпатичен, но это только идейные наработки. Новую НИВУ и полноприводный хэтчбек россиянам придается ждать еще как минимум 2-3 года.

Datsun провалится в Татарстане: почему совместный проект АвтоВАЗа и компании Nissan обречен?

Тем временем такие модели, как Nissan Qashqai и особенно Renault Duster, рвут рынок в клочья. Французский внедорожник по цене от 479 000 рублей даже при мощности завода в 100 000 штук в год, купить без очереди невозможно.  А у отечественного завода, 50 лет анализирующего собственный рынок, никакого ответа Дастеру нет.

Менеджеры из Тольятти в последнее время вроде спохватились и признали просчет, предложив, впрочем, странное решение. Сначала речь шла о выпуске сделанной на скорую руку полноприводной Калины, позже о банально завышенных обыкновенных моделях ЛАДА.

 

«Выпуск псевдокроссоверных версий минимизирует негативные последствия для предприятия, связанные с увеличением спроса на российском рынке в сегменте SUV (sports utility: кроссоверы и внедорожники) и снижением продаж в классах В и С», — говорится в отчете компании. Ну-ну.

Еще несколько лет назад отечественный автомобильный завод, «жирующий» на государственные деньги, мог бы просто «пробить» пошлины на иномарки или попросить новые кредитные транши. Однако и тут наступила подстава, многие иностранные бренды открыли свои заводы на территории РФ и под государственные гарантии, да и юридически произведенные нашими рабочими машины являются отечественными, оградиться от них пошлинами не получится. На кредиты тоже уповать можно едва ли, вкачено денег в ЛАДУ и так немерено!

Datsun провалится в Татарстане: почему совместный проект АвтоВАЗа и компании Nissan обречен?

На этом, мягко говоря, неблагоприятном фоне АвтоВАЗ ведет подготовку к запуску нескольких моделей партнеров по альянсу: Рено Логан, Рено Сандеро и таинственной модели бренда Datsun. Если продажи первых двух автомобилей обеспечены их славной историей и относительно благородным происхождением, то с Датсаном все не так очевидно. Машина, судя по всему, будет построена на платформе Гранты. По размерам и типу кузова она окажется ее более дорогой копией. Если бы это был «чистый» Nissan, то шансов было бы больше. Но нет, это новый для России японский бренд, выпускающий машины на АвтоВАЗе, однотипные Ладам, причем по куда более высокой цене. И это все на фоне падения интереса к легковушкам.

Зачем далеко ходить. Пример того, как тяжело складывается выпуск иностранных автомобилей на АвтоВАЗе уже есть. Предприятие в Самарской области около года выпускает новую Nissan Almera (Ниссан Альмера). Дела у модели идут туго до сих пор, дилеры получают единичные экземпляры автомобилей, по слухам, японцы в шоке от культуры производства машин в России. Таким образом, все проанализировав, можно прийти к неутешительным выводам. Интересная в идее японская модель по заманчивой цене в 370-400 тысяч рублей нам не особо и нужна. Особенно если речь идет о Татарстане, где спрос на легковые автомобили заметно отступает перед спросом на кроссоверы.

Оказывается, что для сельской местности этот автомобиль слишком дорог, тем более, есть аналогичная Лада Гранта за 250 тысяч рублей. А для города не престижна и не модна. При ошибках позиционирования, бренд вообще может разделить судьбу фирмы SsangYong, которую многие россияне считают китайским брендом.

Напоследок хотелось бы обратиться к маркетологам крупных автомобильных брендов.  Ребята, Россия и ее крупные города очень быстро прошли этап любви к дешевым иномаркам. Люди, живущие тут, зачастую пренебрегают рациональными соображениями при выборе авто. Ставя во главу угла комфорт, престиж и удовольствие от вождения.

Автомобиль тут не банальное средство передвижения, а место, где вдали от проблем можно ощутить себя настоящим человеком. Это дорогого стоит, во всех смыслах.

Евгений Котловкин

Понравился материал? Поделись в соцсетях
0 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite