Казань из мусора и света

Художник Владимир Селезнев в интервью KazanFirst

Недавно в Казани открылась инсталляция «Метрополис». Известный российский художник Владимир Селезнев рассказал KazanFirst, какими смыслами наполняется «Метрополис» в разных городах, есть ли особенности у казанского мусора и как работа повлияла на самого художника.
Казань из мусора и света

Полицейские, охраняющие то ли посетителей выставки импрессионистов в казанском центре «Эрмитаж», то ли сами полотна — недоумевают. Бабушки-смотрительницы — шокированы — это ж сколько убирать придется! И первые зрители, в числе которых, кстати, еще до официального открытия, оказались Сергей Степашин в компании Асгата Сафарова, увидев кучу мусора — тоже под сильным впечатлением — ничего подобного в Кремле они еще не видели! Резко гаснет свет и свалка превращается в огни ночного города, как если бы мы вдруг переместились в самолет, летящий над Казанью. Мост Миллениум, Кремль, Пирамида, цирк, стадион, Камаловский театр… И полицейские, и смотрительницы и все остальные зрители буквально ахают — свалка превратилась в неописуемую красоту. Ровно на 40 секунд, затем над городом вновь встает солнце и мы снова видим — из чего сделан «Метрополис». Казань — город контрастов!

Казань из мусора и света

Автор инсталляции Владимир Селезнев — художник, без преувеличения, мирового масштаба, оставляет пространство для интерпретации своей работы. Какими смыслами наполняется «Метрополис» в разных городах, есть ли особенности у казанского мусора и как работа повлияла на самого художника — специально для KazanFirst с Владимиром Селезневым пообщался Антон Райхштат.

Как пришла идея использовать именно эти материалы и светонакапливающую краску?
— Первый раз, когда я увидел ночной город из самолета, этот образ надолго мне запомнился. И долгое время я думал, как это воплотить. Я рассматривал вариант с электрическими лампочками, но это дорого и трудоемко. От своего друга я узнал, что в продаже есть экологически чистая светонакапливающая краска. После этого идея с мусором пришла сама собой. Этот материал позволяет создавать именно те наслоения, которые позволяют произведению искусства работать на нескольких уровнях и транслировать разные интерпретации. 

Казань из мусора и света

— Мне кажется, ваши работы притягательны тем, что они открыты для конструирования различных смыслов – экологических, социальных и политических… Вы сталкивались с ситуациями, когда люди интерпретировали ваш проект совершенно необычно?
— Например, некая дама недавно сказала, что для нее это ноу-хау. Я впервые услышал это слово по отношению к своей работе. Конечно, это новое направление, но ноу-хау звучит как-то странно. В целом же интерпретации, как правило, рождаются вокруг одних и тех же тем – экология, социальные проблемы, неравенства. Еще недавно в Германии ко мне подошла девушка, она была свидетелем бомбежек Югославии американцами. Она была вся в слезах, и сказала, что мои работы – лишнее напоминание о хрупкости мира.

Казань из мусора и света

— Казань стала восьмым городом в проекте «Метрополис» — каждый раз в ваших инсталляциях появляется что-то новое или вы делаете их по шаблонам?
— Главный шаблон — это карта города, в котором я создаю инсталляцию. Но в каждом городе возникают свои дополнительные ассоциации. Например, в Самаре проект восприняли как критику существующей муниципальной власти, что они не следят за городом. Самара — руинированный город, когда туда приезжаешь, понимаешь, что все, что ты знал о трущобах, есть в Самаре. Я вообще не представляю, как можно жить в таких домах, в каких там живут люди.

Казань из мусора и света

— Какие особенности были при создании казанской инсталляции?
— В Казани очень много знаковых объектов, которые нельзя не обозначить. Люди всегда ищут некий реализм, даже если им говоришь, что нельзя воссоздать каждый миллиметр объекта, иначе это будет макет, а не произведение искусства. В произведении искусства наоборот, должен быть символизм и некий отрыв от реальности. Я создаю не копию города, а образ.

Казань из мусора и света 

— Что понравилось и вдохновило в Казани?
— Мне нравится силуэт города. Я завидую городам, в которых есть большие реки. Это больная тема для Среднего Урала — в больших городах нет полноводных рек. Мне кажется, это очень обедняет нашу природу и наш городской ландшафт. А в Казани же две реки в городе. В этом смысле столица Татарстана выгодно отличается от других городов, где я создавал инсталляции.

Казань из мусора и света

— Можно ли через мусор сказать что-то о городе или его жителях?
— Если бы я сам лично ходил по помойкам и собирал материалы, наверно, можно было бы делать какие-то выводы. Здесь же мусор нейтральный — он собран людьми специально для этого проекта. Пожалуй, самое большое отличие — это галстуки Hugo Boss, причем просто потому, что раньше в моих инсталляциях практически не было одежды. Можно сравнить страны — в Германии и Голландии мусор немного другой. А в России он примерно везде одинаковый. Можно сказать, что казанской фишкой стали галстуки, антицеллюлитный крем и дорогой парфюм.

Казань из мусора и света 

— Ваши работы производят сильное впечатление на зрителей — как они повлияли на вас?
— Примерно с того времени, как я стал создавать инсталляции, я начал думать о бытовой экологии. Стараюсь не плодить пластиковую упаковку. Например, если есть выбор, отдаю предпочтение бумажным, а не пластиковым пакетам. У многих моих друзей это тоже вошло в жизнь, наряду со здоровым образом жизни и правильным питанием. Все стараются мусорить поменьше. Будем надеяться, и в Казани инсталляция даст подобные плоды.

Казань из мусора и света

KazanFirst
Елена Орешиа

Понравился материал? Поделись в соцсетях
0 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite