Не потерять преемственность

KazanFirst о востребованности технического образования

«За Россией признан полный успех в решении столь важной задачи технического образования … В Америке после этого никакая иная система употребляться не будет» (Из письма президента бостонского технологического института доктора Рункля директору ИТУ В.К. Дела-Воссу. 1876 г)

Своё изложение мыслей мне бы хотелось начать именно с этой цитаты, хотя аналогичных можно привести великое множество. Российское, а потом и советское образование всегда отличалось своей фундаментальностью, практической ориентацией и именно поэтому наши специалисты всегда так высоко ценились во всём мире!

Не потерять преемственность

Что же происходит теперь?! Почему вдруг надо всё ломать, ориентируясь на пресловутые «болонские соглашения», о которых в Европе-то большинство не знает? Кто решил, что западное образование должно стать для нас образцом? Почему надо разобрать наше образование, которое можно по мощности сравнить с атомным ледоколом, заложенным великим Ломоносовым и сделать из него итальянскую гондолу?

Совершенно не ясно, кому в голову пришла блажь, определять эффективность вуза по востребованности выпускников. Вспомним времена, когда не хватало юристов, экономистов и множество вузов бросилось их выпускать, что привело к пресыщению рынка труда этими специалистами. Технари были невостребованные – это привело к тому, что была потеряна преемственность поколений. Отсутствие специалистов молодого и среднего возраста на заводах, в том числе и на предприятиях оборонного комплекса и космической отрасли, дало нам плачевные результаты в виде падения ракет и других неприятностей.

Не потерять преемственность

Теперь вопрос – кто и какими методами будет определять необходимость специалистов определённого направления (моторостроение, материаловедение, оптические приборы и т.д.) на ближайшие 10-20 лет? А если, закрыв, невостребованные в этом году специальности, у нас возникнет потребность именно в этих специалистах через 10 лет, то, как мы будем всё это восстанавливать?

Известно, что сейчас достаточно невостребованные специалисты, занимающиеся фундаментальными проблемами. Что же, всё позакрывать?! Но люди, хоть немного разбирающиеся в науке знают, что все прикладные достижения  берутся из «чернильницы фундаментальных исследований». Потеряв наше фундаментальное образование, мы и в науке скатимся до «сырьевого придатка».

Не потерять преемственность

Я не знаю точного ответа на вопрос «что делать сегодня?», Видимо, время должно диктовать какие-то перемены и в образовании в том числе. Но одно я знаю точно, нельзя рубить с плеча, нельзя ставить непродуманные и непрочитанные на много лет вперёд эксперименты над нашей системой образования. А то останемся, как пушкинская старуха у разбитого корыта.

Алена Прокопенко

 

 

Понравился материал? Поделись в соцсетях
0 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite