Александр Штром: «Наша задача – найти золотую середину, чтобы в коммунальном диалоге «поставщик-потребитель» никто никого финансово не зажимал»

Первый заместитель председателя государственного комитета Республики Татарстан по тарифам о правах квартиросъёмщиков, жилищной инспекции, формировании ЖКХ-платежей и плюсов по счётчикам

Первый заместитель председателя государственного комитета Республики Татарстан по тарифам о правах квартиросъёмщиков, жилищной инспекции, формировании ЖКХ-платежей и плюсов по счётчикам.

— Какова основная функция Комитета по тарифам?

— Мы выступаем как посредники между организациями и потребителями для оптимального урегулирования тарифов по коммунальному хозяйству. При нашей работе не должна выиграть или проиграть ни одна из вышеуказанных сторон. Наша задача – найти золотую середину, чтобы в коммунальном диалоге «поставщик-потребитель» никто никого финансово не зажимал. Предприятия всегда хотят сделать тарифы выше, а потребители всегда хотят платить меньше. Наша цель – рассчитать, как будет правильно по отношению к обеим из сторон.

Александр Штром: «Наша задача – найти золотую середину, чтобы в коммунальном диалоге «поставщик-потребитель» никто никого финансово не зажимал»

— Вопрос по тарифам и оплате ЖКХ, как правило, один из злободневных. Чем коммунальные услуги заслужили такую нелюбовь у плательщиков?

— Как правило, всё начинается с того, что мы в конце месяца получаем счёт за услуги и при виде суммы «итого» тихо начинаем возмущаться, откуда и что взялось. Если рассмотреть услуги ЖКХ, то они делятся на жилищные и коммунальные. Где первые – это уборка двора, вывоз мусора, эксплуатация жилищных сетей, ремонт дома, а коммунальные – это те ресурсы, которые поставляются коммунальными предприятиями (электричество, вода, газ, тепло). Стоимость жилищных услуг устанавливается на общем собрании собственников жилья, то есть, сами жильцы решают, какую сумму необходимо заложить в уборку двора, подъезда и на вывоз мусора. Управляющая компания или ТСЖ обязаны отчитываться перед жильцами о том, какая сумма тратится на жилищные услуги и кто их предоставляет. Но сначала всё решается на общем собрании жильцов, и чем активнее и настойчивее будут граждане, тем покладистее будет их управляющая компания. Если жильцы не проявляют инициативы, то ТСЖ выставляет им счета по общей тарифной сетке ЖКХ, утверждённой Исполкомом для муниципальных зданий. Тарифы за коммунальные услуги для организаций уже выставляются нами, Федеральной службой по тарифам и пересчитываются для граждан  Управляющими компаниями. На что в первую очередь необходимо обратить внимание при получении счёта – сравнить свои тарифы с утверждёнными, которые указаны на нашем сайте и на сайте Минюста.

Александр Штром: «Наша задача – найти золотую середину, чтобы в коммунальном диалоге «поставщик-потребитель» никто никого финансово не зажимал»

— Что делать, если тарифы в счёте указаны неверно?

— Сразу же можно обращаться к нам или в жилищную инспекцию. Если речь идёт о жилищных тарифах или плате за отопление, то в ТСЖ или Управляющую компанию, далее за ними контроль осуществляет жилищная инспекция.

— Как формируется платёж?

— Здесь необходимо понимать, что тариф – это единица потребления, которую умножают на объём и из этого уже получают итоговый платёж. То есть, если квартира полностью оснащена энергосберегающими лампочками, то в этом случае, плата за свет будет значительно ниже, чем при использовании точечных светильников или электрообогрева полов. Тут уже каждый выбирает для себя сам, в каком комфорте ему хочется жить, и что в итоге он готов оплачивать. Для приблизительного подсчёта коммунальных платежей существует специальный калькулятор.

Александр Штром: «Наша задача – найти золотую середину, чтобы в коммунальном диалоге «поставщик-потребитель» никто никого финансово не зажимал»

—  При преувеличении в счетах тарифов, возможно ли на самом деле добиться правды от ТСЖ или этот приём работает только на бумаге?

—  Если выявляется, что управляющая компания проводит тарификацию не по установленным нами тарифам, а по каким-то иным, то первым делом мы выдаём предписание об устранении нарушения, а затем штрафуем. Как правило, такие компании всегда с подобными мерами не согласны, судятся с нами, но это бесполезно, так как ФСТ 99,99999% дел в периоде выигрывает. Затем производится перерасчёт, но это в случае, если применяются тарифы, не установленные нами, либо совершаются ещё какие-то несанкционированные расчётные действия. Были случаи, когда к нам обращались с жалобой на то, что в квартире меняется плата за отопление каждый месяц. Когда стали разбираться, выяснилось, что при расчете используются утверждённые тарифы, но так как в доме стоит теплосчётчик, при каждом понижении температуры за окном обогрев в доме автоматически увеличивается, из-за чего в отопительный период и происходит колебание итоговой цифры в квитанции. То есть до того, как обратиться куда-либо с жалобами, необходимо уточнить у управляющей компании как именно происходит расчёт.

Александр Штром: «Наша задача – найти золотую середину, чтобы в коммунальном диалоге «поставщик-потребитель» никто никого финансово не зажимал»

— Что влияет на рост тарифов за услуги ЖКХ? В советское время, например, такого явления совсем не было.

— С темпами роста экономики с её развитием улучшаются жизненные условия граждан, увеличение заработка, а с ними и потребление коммунальных благ. В Советское время такого не было, так как все были равны, но при этом предприятия платили за свет 2 копейки, а жители квартир 4 коп – и это не вызывало ни у кого никакого возмущения. Сейчас вместе с ростом зарплат растут и тарифы, при чём заработная плата увеличивается не только у обычных плательщиков, но и сотрудники коммунальных служб так же имеют право на её увеличение. Кроме того, сюда включается амортизация сетей, их обслуживание и ремонт. Как известно, цена на необходимые материалы, будь то трубы или провода, с каждым годом растёт.

Для нас, как для Службы по тарифам не существует больших и маленьких тарифов, высоких и низких. Существуют только экономически обоснованные тарифы и не обоснованные. Поэтому, предусмотрены особые условия для льготного числа граждан. Если ежемесячная сумма в счёте превышает 21% ежемесячного заработка гражданина, то в этом случае ему необходимо обратиться в органы социальной поддержки и заявиться на целевую адресную субсидию.

Александр Штром: «Наша задача – найти золотую середину, чтобы в коммунальном диалоге «поставщик-потребитель» никто никого финансово не зажимал»

—  Одним из последних нововведений в коммунальных платежах стала оплата исходя из расчетов за квадратный метр, а не за количество проживающих в квартире человек, что сильно расстроило одиноких пенсионеров, проживающих на больших площадях (3-4-комнатные квартиры), но при этом занимающих только одну комнату.

—  Оптимальным вариантом в данной ситуации является установка счётчиков и оплата по ним, где сразу будет видно какой на самом деле идёт расход ресурсов. Оплата по кВ/м прописана в законе, а несогласные законность закона могут оспорить уже в конституционном суде.

— Зачем первому этажу оплачивать лифт?

— Этим вопросом мы не занимаемся, лифт находится вне нашей компетенции. Поэтому, я не могу дать Вам квалифицированный ответ, вдаваясь только в логические рассуждения, а от этого ничего не решиться. Оплата лифтов прописана в постановлении правительства о Жилищном кодексе.

Александр Штром: «Наша задача – найти золотую середину, чтобы в коммунальном диалоге «поставщик-потребитель» никто никого финансово не зажимал»

— Какие изменения ожидаются в нынешних тарифах по РТ и Казани?

— В настоящее время проводятся регулярные заседание Согласительной комиссии Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам по приёму тарифов на коммунальные услуги на 2014 год. Данные совещания будут проходить до 20 декабря, после чего принятые решения по всем рассмотренным вопросам, будут опубликованы в СМИ и размещены на сайте Госкомитета. Тарифы принимаются для организаций, после чего будет сделано перераспределение коммунальных платежей на рядовых пользователей, и расчёт будет производиться либо по нормативам, либо по счётчикам.

— Выгоднее платить по счётчикам или по нормативам?

— Выгоднее – здесь неправильное слово. Необходимо оплачивать то, что ты по факту израсходовал, а расходуем мы все много и экономить на воде и свете не привыкли. Поэтому, правильнее, само собой, платить по счётчикам. В противном случае, например, у Водоканала будет перерасход, на который они не рассчитывали, после чего будет произведён перерасчёт, включённый в квитанции об оплате. В любом случае обывателям с нормативами за эту воду платить придётся, поэтому, лучше сразу поставить счётчики и не доплачивать за чужие расходы.

Александр Штром: «Наша задача – найти золотую середину, чтобы в коммунальном диалоге «поставщик-потребитель» никто никого финансово не зажимал»

— А почему тогда до сих пор ещё не отменили нормативы?

— В 261 Федеральном Законе по энергосбережению уже указано, что с 2015 года для тех, кто платит по нормативам будет рассчитываться надбавка, в отличие от тех, кто платит по счётчикам. Сейчас постепенно переводят людей на использование счётчиков, а в скором времени, это уже станет обязательным.

— Но при введении чего-либо обязательного, это всегда вызывает негодование и массу недовольных.

— Для ресурсоснабжающей организации тариф должен быть обязательно экономически обоснованным. Какое количество ресурсов и услуг было потрачено, столько же и должно быть оплачено, иначе, в дальнейшем эта услуга или ресурс не смогут быть произведены, и потребитель  не сумеет ими пользоваться. То есть, старое оборудование себя изживёт, а новое закупать уже будет не на что. Кроме того, у нас существует государственная защита, то есть, государство должно обеспечить подачу ресурсов тем социальным слоям населения, которые не могут себе позволить их оплату в полной мере.

Александр Штром: «Наша задача – найти золотую середину, чтобы в коммунальном диалоге «поставщик-потребитель» никто никого финансово не зажимал»

— Нужны ли счётчики на газ? Существует ли сейчас из-за нормативов газовый перерасход, как с водой?

— Да, безусловно счётчики нужны. Многие годы все новые дома уже сдаются с поквартирными газовыми счётчиками, а при нормативам всё равно расход у всех разный. Например, одинокая бабушка в квартире с горячей водой готовит себе на плите совсем мало и расход газа у неё соответствующий. А если квартира с колонкой и в ней ещё есть маленькие дети – расход «голубого топлива» резко увеличивается. В Челнах, например, после установки счётчиков оплата за общедомовые расходы резко уменьшилась, что позволило значительно сэкономить на оплате коммунальных услуг. Поэтому ещё раз повторюсь, необходимо оплачивать всё то, что мы с вами израсходовали. В противном случае, из-за неуплаты, в конечном итоге, всё равно пострадаем мы с вами. А о социальных расходах для малообеспеченных позаботится уже само государство.

Лера Гарипова

Понравился материал? Поделись в соцсетях
0 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite