Культурный шок

KazanFirst о возрождении компактных театральных подмостков

Щекотно. Щекотно, когда стоишь на краю пропасти. Щекотно, когда своровал с магазинной полки шоколадную конфетку. Щекотно, когда, будучи стеснительным, вдруг решаешься дать отпор обидчику. Да, хочется «пощекотать нервы» — и пусть будет страшно. Пусть сердце стучит прямо в мозг, — это все неважно. Организм требует действия. И, если душа хочет, чтобы ее пощекотали, она явно намекает вам, что пора в театр. Театр всегда являлся зеркальным отражением общества: скоморохи и высмеивание королевской свиты, дорогие любовные сцены с обязательным драматическим исходом, военные действия, в которых обязательно есть тот, кто спасет от тех, от кого надо спастись. Современное же общество просит нового современного искусства, которое с радостью откликается на его порывы. Теперь искусство – это не тусовка для мажоров и снобов. Теперь искусство – это интим. Тайный интим художника и его почитателя.

Культурный шок

Что такое хороший спектакль? Благодарный зритель скажет так: хороший спектакль – это такой спектакль, после которого хочется умереть и снова начать жить, но по-другому. И если критик оценивает театральные постановки по своим профессиональным стандартам, то зритель оценивает его по количеству мурашек по коже.

«Могу сказать, что это были не самые простые 65 минут моей жизни! Вглядываться так пристально в кого-то, а по сути дела, в себя, не так-то легко… И хочется крикнуть — нет, я не такая! И в жизни все не так, это все неправда, ложь! И, конечно же, я не такая, я другая, совсем другая… И мы все, люди, другие друг для друга…» (из комментариев к спектаклю «Однажды мы все будем счастливы»).

Театр.Акт – это дите любви двух талантливых людей, Родиона Сабирова и Ангелины Миграновой.  Он зародился 1 апреля 2012 года, и сразу нашел своего зрителя. Восторженные отклики передавались из уст в уста, а негативные еще больше привлекали внимание. Камерный театр непривычен для казанского зрителя, и оттого притягателен своей уникальностью. Родион Сабиров и Ангелина Мигранова познакомились друг с другом, будучи студентами театрального училища. Оба прониклись взаимной симпатией и взаимной верой в то, что каждый из них талантлив, и каждый может выйти за рамки привычного. Что возникло раньше – любовь или творческий тандем, уже не разобрать. Но их плодотворная деятельность видна всем, кто вертится в театральных кругах, — вначале работа в театре на Булаке, сейчас в ТЮЗе и возрождение продукта их взаимного творчества — Театра.Акт.

Культурный шок

В зале темно. И стоит лишь женщина  с чемоданом в руке. Женщина не красивая, но и не страшная. Женщина не умная, но и не глупая. Женщина не веселая, но и не унылая. Она весь вечер будет повторять одну фразу «Однажды мы все будем счастливы» и расскажет то, о чем молчат современные кинозалы и телевизоры. Это потом зрители выйдут из зала, и в их глазах будет читаться растерянность. А сейчас Ангелина Мигранова так вжилась в свою роль, что ты просто перестаешь ее замечать, и начинаешь жить жизнью ее героини Маши. Перед глазами проносится и ее боль, и ее ненависть, и ее страх. Таких, как ты, еще 29 человек, и вы сидите, окружая главную героиню пьесы. И, кажется, будто стены помещения рухнули, и вы не в театре, вы не покупали билета и это не вы ехали в пробке, боясь опоздать. Вы вдруг стали неотъемлемой частью чужой жизни, вторглись в нее, и вам некомфортно от этого, потому что вы боитесь, что также кто-то может вторгнуться в вашу жизнь.

«Я сидел в ступоре…боясь лишний раз пошевелиться!!! Боялся лишнего скрипа стульев… И чем дальше продолжался монолог героини… НЕТ НЕТ НЕТ МОЙ МОНОЛОГ МОЯ ИСПОВЕДЬ … Тем сильнее возгоралась во мне ЯРОСТЬ!!! ЗЛОСТЬ!!! НЕНАВИСТЬ!!! ОБИДА!!! ПОНИМАНИЕ БЕССИЛИЯ!!! СТРАХ!!! Я готов был сорваться со своего стула на сцену и разорвать героиню в клочья. НЕТ НЕТ НЕТ САМОГО СЕБЯ. Порой пролетали мысли – когда же это все закончится» (из комментариев к пьесе «Однажды мы все будем счастливы»)

Культурный шок
Детское, юношеское желание познать закулисный мир обернулось для двух актеров совершенно другой стороной. Титанический труд, труд физический, труд моральный, работа на выносливость и на кропотливость, — все это оказалось ценой, которую они добровольно и с большим удовольствием платят театру за возможность быть частью этого мира. В Театре.Акт, как говорят Ангелина и Родион, у них нет цели вывернуть наизнанку душу зрителя, заставить их пережить катарсис  и переродится заново. Для них это, прежде всего, вызов самим себе, желание узнать грани своих возможностей и своих талантов. Амбиции имени «красной дорожки» не пропали, но отошли на второй план. Впрочем, для «красной дорожки» у них есть все шансы.

Современная тенденция культуры, и театральной в том числе, такова: если ты талантлив, амбициозен и тебе есть, что показать, то заявлять о себе надо в провинции. Все новаторы обитают теперь где-то далеко за пределами МКАД. Та же Пермь теперь уже не феномен, а для российского мира центр новаторского развития современного искусства. А Москва ныне — это место не для творчества, а для конкуренции: на каждом шагу актер/актриса очередного сериального мыла, в новые сезоны приглашаются именитые звезды, а режиссеры, боясь потерять своего постоянного зрителя, не могут пойти на вызов и рискнуть. И если галереи искусств могут себе позволить неожиданные арт-перфомансы, режиссеры театральных сцен ищут нестандартные формы подачи, то в российском балете уже давным-давно не ставят ничего нового.

Однако местный зритель, эдакий стандартный представитель аульной аристократии всегда относится чуток болезненнее к изменениям. Для него непонятен и неприятен мир, к которому не приложил своей руки его родственник. А уж мир современного искусства для него вовсе загадочен и страшен. Но радует тот факт, что камерность Театра.Акт и не требует большого количества  зрителей. Театр этот создан не для массы, не для показной роскоши, а для того, чтобы его режиссеры и актерская труппа поняли, что их видение современного искусства совпадает с видением обычных зрителей, и что сердца их бьются в унисон другим сердцам. И что от их постановок по телу бегают мурашки.

Диана Садреева

Понравился материал? Поделись в соцсетях
0 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite