Рамиль Тухватуллин: «Люди искусства теряют свой собственный почерк, превращаясь в штамповочный аппарат»

Народный артист РТ, кинорежиссёр и экс-начальник отдела культуры и развития языков народов РТ Кабинета Министров Татарстана об исторических фактах, цензуре и сложностях развития национального кино в нашем регионе

— На территории Казани московские режиссёры всё чаще снимают художественные фильмы. По словам Шахназарова, Казань очень похожа на старую Москву.

— Я не буду комментировать слова Карена Шахназарова, но дело здесь не столько в архитектуре старой Казани, сколько в финансовой составляющей проектов и в отклике наших властей. Снимать фильмы в Казани намного дешевле, чем в Москве или Петербурге. Так же большую роль играет лояльность к самим съёмкам от городских и республиканских властей, оказывающих поддержку приезжей съёмочной группе. Да и сами жители Казани очень радушно принимают гостей города, с любопытством и улыбкой наблюдая за съёмочным процессом на улицах города. Кроме сохранившейся архитектуры, казанская земля имеет богатую историю, вдохновляющую приезжих кинематографистов. С возрождением Болгар и Свияжска интерес к нашему региону возрастёт ещё больше. Наш гостеприимный Татарстан всегда рад любым гостям, откуда бы они ни приехали, при этом развиваясь семимильными шагами. Как сказал Игорь Шувалов, у нас на карте появился ещё один европейский город – Казань.

Рамиль Тухватуллин: «Люди искусства теряют свой собственный почерк, превращаясь в штамповочный аппарат»

— Такой повышенный кинематографический интерес способствует вливанию сторонних инвестиций в экономику нашего региона?

— Конечно способствует. Культура всегда должна быть впереди планеты всей. Если культура становится идеологией, то всё остальное подтянется и встанет на новом уровне. Наша самая большая беда – упрощение самого понятия культура. И выражается оно не только в современном отношении к кинематографу, но и в снижении уровня культурного образования в нашей стране. Здесь, конечно, играет большую роль технический прорыв, заменивший реальные книги на электронные развлечения. Современные дети очень мало читают, не обогащаясь духовно. А ведь в российских лицеях и казанском университете учились гении нашего отечества – литераторы, химики, физики, составлявшие национальное достояние нашей страны и республики. Уровень образования в российских учебных заведениях не уступал, а то и превосходил западные аналоги. Но это было тогда, а сейчас в нашей стране не придают большого значения окультуриванию будущих кадров. Если брать нынешнее культурное образование в Татарстане, то все сейчас варятся в одном казане, штампуя себе подобных. Республике нужен хороший приток свежей крови, чтобы сдвинуться с места.

Рамиль Тухватуллин: «Люди искусства теряют свой собственный почерк, превращаясь в штамповочный аппарат»

— Что стало причиной такого глобального культурного развала?

— Причин много. Основная – отсутствие идеологии после развала СССР. В то время народ думал не о прекрасном, а о насущном — о добыче куска хлеба на завтрак. Из-за получившегося хаоса, целое поколение молодёжи выросло в вакууме. Поколение стало другим, те ценности, которые были привиты их родителям, не были воспитаны в самих детях. В современном образовании мало значения придают музыке, искусству, живописи, литературе, делая эти предметы изгоями и не задумываясь о будущем детей. Хорошо, если человек отличный специалист в области строительства, юриспруденции или экономики, но если он при этом ещё и Ремарка читал, и с ним о живописи можно поговорить, то такой собеседник «не на один раз», с ним интересно общаться всё время.

Рамиль Тухватуллин: «Люди искусства теряют свой собственный почерк, превращаясь в штамповочный аппарат»

— Возможно, ли возродить то, что мы потеряли?

— Ломать – не строить. Если это сломалось за 20 лет, то возрождать придётся двести. Но возрождением нужно заниматься, начиная с сохранения того, что осталось, а не выравнивая всё до нуля. Бардак живёт в головах нас самих, современный человек слишком зациклен на деньгах и бизнесе. Желание наживы доводит до того, что люди искусства теряют свой собственный почерк, превращаясь в штамповочный аппарат. Мне, как татарину, особенно тревожно за нашу национальную культуру. У татарского народа многовековая насыщенная и богатая история, мы обязаны её сохранить и передать будущему поколению. Радует то, что среди бизнесменов и властьимущих есть понимающие люди, которые постепенно помогают возрождаться нашим памятникам культуры. Тем самым возвращая людям историю и культурное наследие – это и есть постепенное возрождение потерянного. Главное, чтобы становилось больше таких сознательных граждан, тогда можно рассчитывать на восстановление литературы и живописи.

Рамиль Тухватуллин: «Люди искусства теряют свой собственный почерк, превращаясь в штамповочный аппарат»

— В каком состоянии сейчас находится татарское кино? У Вас были довольно успешные проекты «Орлы», «Дилемма», «Зулейха».

— Всё всегда упирается в финансирование. Нам необходимо создать свою собственную татарстанскую киностудию, на которой можно бы было серьёзно заниматься национальным кинематографом. Сейчас в республике с производством национального кино довольно-таки плачевное состояние. Я был бы счастлив снять серьёзный исторический блок-бастер о великом переселении татарского народа, но его сценарий Москва точно не одобрит. Хотя я до сих пор удивляюсь, как мне та же Москва дала добро на съёмки скандальной «Зулейхи». Мне не интересно просто снимать банальные фильмы, хочется оставить потомкам серьёзные работы, нечто вроде иллюстрированной исторической книги. Народы России должны знать свою историю. С возрастом, хочется снимать более серьёзные фильмы и не забывать о создании доброго и весёлого кино.

Рамиль Тухватуллин: «Люди искусства теряют свой собственный почерк, превращаясь в штамповочный аппарат»

— «Сокровища озера Кабан» можно назвать масштабным фильмом? Вы сыграли там запоминающуюся роль таксиста-ФСБешника. Почему «визитная карточка» Казани провалилась в прокате?

— Я не являюсь владельцем этого фильма, поэтому не могу судить о нём. Я с самого начала съёмок помогал его создателям. Роль таксиста изначально была очень маленькой и мне досталась случайно. Его должен был сыграть другой человек, но у него всё никак не получалось, тогда предложили сыграть мне и в итоге, мой таксист вырос до сотрудника ФСБ. Бюджет у фильма был достаточно серьёзным, но провал в прокате – это вопрос к его создателям, а не ко мне. Я человек, который в нём участвовал, поэтому, я не могу его хаять.

Рамиль Тухватуллин: «Люди искусства теряют свой собственный почерк, превращаясь в штамповочный аппарат»

— Фестиваль мусульманского кино способствует развитию татарстанского кинематографа?

— В какой-то мере может быть, но всё-таки казанский фестиваль — это отдельное мероприятие. По большому счёту, это просто кинофорум на который приезжают режиссёры со всех стран, чтобы себя показать. Наши картины участвуют в показе, но их качество значительно ниже присланных, и видя это, становится обидно за родной кинематограф. В мусульманском мире кино очень мощно представлена иранская кинематография. У них хорошие, качественные картины. В стране снимаются до 800 фильмов в год. У нас такого отечественного кинопотока нет. В Москве, конечно, снимается огромное количество картин, но большинство из них идут в корзину.

Рамиль Тухватуллин: «Люди искусства теряют свой собственный почерк, превращаясь в штамповочный аппарат»

— У Вас есть ученики?

— Нет, так сложилось. Когда-то я был заведующим кафедрой кинематографии, но ушёл, когда понял, что развитием татарстанского кино глобально у нас никто заниматься не собирается. Сейчас наша страна переживает не лучший экономический период, и понятно, что в данный момент есть более важные вопросы, подлежащие финансовому решению, нежели отечественная кинематография. Но кино развивалось и при более худших условиях, в том числе и в регионах.

— Насколько «Азатлык» своими поступками вписывается в современную историю Татарстана?

— Они, конечно, порой перегибают палку, и если этот перегиб граничит с экстремизмом, то конечно его надо убивать на корню. Но по большому счёту, они неплохие ребята, ведь среди них есть талантливые, адекватные и умные люди, просто не надо дразнить гусей. В нашем мире не всё же деньгами меряется, нужно просто оставить им здание, где они собирались. По большому счёту, это был дом татарской культуры, а теперь, их выгоняют на улицу и им будет некуда податься. Ведь наша страна уже пережила подобное в 90-е годы, когда закрыли все спортивные секции и молодёжь хлынула на улицу — ничего хорошего из этого не получилось.

Рамиль Тухватуллин: «Люди искусства теряют свой собственный почерк, превращаясь в штамповочный аппарат»

— Какова история Вашей жизни? Вы планируете написать о ней книгу?

— Да, с возрастом хочется что-то рассказать автобиографичное на книжных страницах. Но не стану занудствовать, если будет книга, то она будет написана лёгким языком с долей юмора. Но это только в проекте и он осуществится когда-нибудь. По одному из своих образований, я – филолог. Закончил кафедру татарской филологии в КГУ, но до этого я почти не владел татарским языком, не смотря на то, что родился и вырос в татарской семье. В советское время почти никто на татарском языке не разговаривал. Зато я изучал английский, так как учился в 18-й школе. Потом было театральное училище, и затем филологическое и юридическое образование в КГУ для расширения своих знаний и возможностей. В этой жизни я слепил себя сам, но всё благодаря моей маме, которая без устали в меня вкладывалась, за что я не устаю её благодарить и каждый день доказывать, что я этого достоин.

— Какую мудрость бы Вы сейчас передали молодому поколению?

— Не скромно считать себя мудрым, так как я не перестаю учиться жизни, а она богаче любой фантазии. Важно, чтобы мы чаще думали о завтрашнем дне и о том, какое наследие оставим своим потомкам. Но это призыв скорее направлен более взрослому поколению, нежели молодому, мы ответственны за будущее. Нужно помнить о том, где ты вырос и это касается не только узкого семейного круга, но и всей нации, её колыбели в которой каждый может оставить свой светлый след, как говорил Тукай.

Лера Гарипова

Фото: Егор Алеев

Понравился материал? Поделись в соцсетях
2 КОММЕНТАРИЯ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
лиля
Рамиль наш любмый великий популярный актер! Фариту бик.ву не снится такое!
0
0
Ответить

лиля
Рамиль тухватуллин-великий артист! Очень жалко не дают ему играть! Что за предлог нет пока ролей чтоб он играл!!! Фариту бик.ву не стыдно?
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite