Эдуард Туманский: «Почему бы министру культуры и президенту не взять меня в консультанты?»

Художественный руководитель ансамбля «Симха» и доцент казанской консерватории о фиктивном браке, смелых идеях, Нобелевской премии и спасении культурного достоинства Татарстана

— Кому пришла в голову идея по окультуриванию казанских жителей еврейской музыкой?

—  Мы подсмотрели идею, когда были на еврейском фестивале в Одессе. Увидев, как шумно гуляет весь город, решили повторить подобное в Казани, но с очень серьёзными изменениями: в Одессе проводится именно еврейский праздник для местного контингента, а в Казани мы решили устроить фестиваль с более разносторонними музыкальными направлениями, не зацикливаясь на клезмерской музыке. Ведь не всё, что играют евреи, написано еврейскими композиторами, и не всё, что сочинили наши композиторы  — исполняется только евреями. Создавая наш фестиваль, мы более широко смотрели на понятие «Еврейская музыка». Со стороны скептиков были некоторые нарекания на израильскую группу Metal Scent, мол, они поют на английском и совсем не в нашем фестивальном формате. С чем я крайне не согласен. Евреи живут в разных странах, ассимилируются с местными жителями и многое заимствуют из других культур, хотя  случается и наоборот. Например, великий австрийский композитор Густав Малер, был евреем и писал гениальные симфонии, которые играют во всём мире, не задумываясь о национальности автора. Или знаменитый джазмен Луи Армстронг. Он не был евреем, хотя отлично говорил на идише и частично использовал этот язык в своих песнях. Он был сиротой, из приюта его взяла на воспитание еврейская семья. Так чёрный мальчик стал частью еврейской культуры и до самой смерти носил на груди звезду Давида. Хотя мало кто об этом сейчас знает.

Эдуард Туманский: «Почему бы министру культуры и президенту не взять меня в консультанты?»

— Какова смысловая подложка?

— Всю ответственность за идею фестиваля я смело беру на себя. Подобное мероприятие очень важно для Татарстана и не только с музыкальной стороны. Задачей ставилась инициатива развеять мифы и заблуждения, относительно еврейской нации. Классический образ еврея – хитрый, но трусливый ростовщик. Хотя еврейский народ успел оставить свой отпечаток везде: и в криминальном мире, и на полях сражений в рядах мощнейшей армии. Я сделал этот фестиваль, чтобы люди поняли, мы все одинаковые и нам делить нечего. Что музыка одна, так же, как мир один и одно солнце для всех.

Эдуард Туманский: «Почему бы министру культуры и президенту не взять меня в консультанты?»

— В этом году фестиваль собрал серьёзных звёзд — тех же Metal Scent и скрипача-виртуоза Саню Кройтора, с лёгкостью собирающих полные залы и стадионы. Получился хороший open-air, сродни «Сотворению мира».

— Главная задача фестиваля – разноплановость музыки. А его бесплатная составляющая – способ познакомить зрителя с чем-то новым и угодить прежним вкусам. У нас не было задачи заменить собой другие фестивали, хотя наша идея и суть «Сотворения» очень близки. Только финансирование разное. По сравнению с «Сотворением мира», мы — очень бюджетное мероприятие.

— Вы делаете отличный фестиваль для города — кто вас финансирует?

— Мы существуем за счёт собственного финансирования и финансовой помощи от президента Татарстана. Мэрия Казани никакого содействия до сих пор не оказала и помощь с их стороны не предлагалась. Хотя, поддержка города нам бы не помешала, хотя бы в сфере пи-ара. Если бы у нас был такой же бюджет, как у «Сотворения», мы бы такой фестиваль развернули – ого-го! Пока неизвестно, состоится ли в следующем году третий по счёту фестиваль, но в этом году, «Еврейская музыка» в Казани была на грани срыва из-за задержки финансирования. По факту, нам пришлось работать в долг. Наши чиновники произносят громкие лозунги о мире с трибун, а мы – музыканты, уже претворяем их в жизнь, и за малые деньги.

Эдуард Туманский: «Почему бы министру культуры и президенту не взять меня в консультанты?»

— Как происходит отбор участников фестиваля?

— У нас всё организовывается на личных контактах, но при этом для музыкантов осуществляется серьёзный отбор. О нашем фестивале очень быстро узнали в мире и нам самостоятельно начали подавать заявки на участие из разных стран. В прошлом году, когда приехавшие музыканты узнали, что Татарстан – исламская республика, они испугались. Евреи опасаются поездок по мусульманским странам, а в Казани всё прошло гладко. После чего, участники громко заявили, что Рустаму Минниханову нужно дать Нобелевскую премию мира. Нашей толерантности особенно удивлялись участники-американцы.

Рассматривая посланные нам заявки, в голову пришла мысль, организовать ещё два фестиваля: еврейского кино и фестиваль молодых еврейских исполнителей, но это пока только планы.

Эдуард Туманский: «Почему бы министру культуры и президенту не взять меня в консультанты?»

— Если в советское время при открытии границ с Израилем евреи массово стали уезжать из Союза. То сейчас, им нравится приезжать в Россию к тем, кто здесь остался, что парадоксально.

— Из СССР уезжали по разным причинам. Кто-то из финансовых соображений, кто-то мечтал о лучшем будущем для своих детей, не видя светлых перспектив на Родине. Но кроме этого, Израиль был серьёзным плацдармом для желающих уехать на запад, в Канаду, в Америку. На этой почве даже существовал свой криминальный бизнес по оформлению нелегальных браков русских, желающих выехать из СССР, с гражданами Израиля, но это отдельная история.

Те, кто остался, ассимилировались с местным населением. По Татарстану это особенно видно —  смешение крови разных рас и народов способствует рождению красивого и талантливого потомства, что хорошо отражается на общем генофонде страны без застоя одной крови.

Эдуард Туманский: «Почему бы министру культуры и президенту не взять меня в консультанты?»

— Как преподаватель казанской консерватории, скажите, насколько важно для музыканта классическое образование? Насколько сейчас культура, в прямом своём понимании, актуальна для молодого поколения?

— Безусловно, если ты хочешь серьёзно и вплотную заниматься музыкой, ты должен владеть её азами. И чем больше у тебя будет профилирующих знаний, тем легче и свободнее тебе будет в дальнейшем работать в выбранном направлении. Не бывает таких музыкантов, чтобы они вообще нигде не учились. Если ты живёшь музыкой – тебе вынужденно придётся её изучать: брать уроки вокала, самостоятельно изучать нотную грамоту и так далее. Вы посмотрите на «Битлз». Говорят, что они ничему не учились, но добились всемирной славы – это неправда! Они были группой, выступавшей с Лондонским симфоническим оркестром, а для этого уже необходима серьёзная работа над партитурами своих гитарных песен. Так что бы поначалу не говорил юношеский максимализм, учиться в любом случае всё равно придётся. Иначе, ты просто заглохнешь.

Эдуард Туманский: «Почему бы министру культуры и президенту не взять меня в консультанты?»

— Насколько современное культурное образование позволяет полноценно развиваться будущим артистам?

— Тема образования у нас вообще больная и оно гибнет с каждым днём под натиском непонятных новых программ, и несуразного ЕГЭ. И речь идёт обо всей нашей стране. Молодое поколение ленится добывать знания трудом, например, прочитав книгу или сходив в театр или на концерт классической музыки. Им проще погуглить краткое содержание произведения в интернете, и при этом лишний раз не напрягаться. У нас в стране, как и в республике, очень сильно упала культурно-образовательная планка. Из-за чего, например, будущие студенты и молодые специалисты уезжают учиться и работать в столичные музыкально-культурные вузы, потому что в Казани нет перспектив для развития. Мы теряем кадры, и руководство нашей республики нам это позволяет. Неправда, что хорошо петь и играть, можно научиться только в Москве или Петербурге. У нас одна из лучших в России консерваторий по профессорско-преподавательскому составу и нам есть чему научить своих студентов. В нашей консерватории много талантливых преподавателей и выпускников, чьи имена сейчас широко известны. Дело в том, что в развитие классического музыкального образования не вкладывается никаких денег. У молодых специалистов нет площадок для работы и творческого развития. Все финансы угрохали в однообразную и скучную татарскую эстраду. А выпускникам консерватории это совсем неинтересно петь! Почему бы не создать молодёжный оперный театр? Почему бы министру культуры и президенту не взять меня в культурные консультанты? (смеётся) Потому, что я на самом деле знаю, что нужно сделать для того, чтобы задержать молодых специалистов в республике и избежать утечки ценных кадров.

Эдуард Туманский: «Почему бы министру культуры и президенту не взять меня в консультанты?»

— Четыре года назад по указу президента РТ стали подниматься вопросы о возрождении культуры в республике. Например, полностью восстановили Государственный симфонический оркестр Татарстана.

— И это хорошо! Но перед тем как восстановили, его сначала довели до развала, а именно этого и не нужно было допускать. Профессия музыканта – это пятнадцать лет учёбы и тяжёлый труд, но с этим всё чаще перестают считаться, из-за чего профессия начинает нивелироваться. Наш оркестр был одним из лучших в Советском Союзе, он гремел на всю страну. Реанимировали его вливанием денег, и я рад, что сейчас у музыкантов в республике появляется возможность не только хорошо зарабатывать, но и заниматься серьёзной музыкой у себя дома, в Казани. Но, опять же, всё упирается в финансы. Как говорится, дайте мне такое же финансирование и я тут горы сверну.

— Из чего состоит успех?

— 30% — талант, 40% — работа и 30% — удача. Главное, быть плюс ко всему упорным и пробивным, тогда ты всего сможешь достичь, и у тебя всё получится.

Лера Гарипова

Фото: Егор Алеев

Понравился материал? Поделись в соцсетях
0 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite