Двухколесные друзья

Во второй части спецроекта «Дороги» KazanFirst о дороговизне бензина и необходимости развития велодвижения в Казани

Всего пару лет назад мысль о том, чтобы просто въехать на территорию Кремля на велосипеде, была невозможна. Теперь же там стоят парковки, у которых каждый желающий сможет оставить своего двухколесного друга и спокойно отправиться рассматривать казанские достопримечательности.

Идея установки автоматических пунктов велопроката появилась у правительства Татарстана перед проведением Универсиады, и теперь она пользуется неоспоримой популярностью среди местного населения и туристов. Желание местных властей показать столицу во всей ее красе под стать европейским городам приносит свои плоды: студенты стран-участников Универсиады в один голос твердили о спортивности и современности нашего города.

Двухколесные друзья

Ян Гейл, датский урбанист и архитектор, считает, что велосипеды – это символ будущего всего человечества. И что, когда в ближайшее время ресурсы нефти начнут истощаться, а цены на бензин станут непомерно высоки, всему миру придется пересесть на велосипеды и общественный транспорт, а на выезды за город каждый с легкостью сможет взять в аренду электромобиль, экологичный и экономичный. При этом Ян Гейл говорит не о далеких 2050х, а о ближайших 2020-2030х годах.

Двухколесные друзья

Казань, по мнению многих ее жителей, перспектива каждый день ездить на работу на велосипеде не радует. Некоторые сетуют на плохие погодные условия, некоторые на усталость крутить педали после тяжелого рабочего дня. Однако представители студенческой поры с радостью готовы подхватить эту идею. И единственное, что их смущает, это отсутствие дорожной сети для велосипедистов:

— Я с трудом представляю себе, как мне добраться с Советской площади до моего «универа», — говорит Аня, студентка второго курса Казанского Государственного Университета. – В центре-то теперь есть место, где оставить свой велосипед, но как мне ехать по разбитым пешеходным дорогам, если лавировать между автомобилями на дорогах общего пользования для меня представляется слишком опасным делом? Многие автомобилисты жалуются на плохие дороги, но это только потому, что они давно не ходили пешком. Наши дороги ничуть не лучше.

Двухколесные друзья

Показателем успешного развития велоструктуры стал город Набережные Челны, в котором на 700 тысяч жителей приходится 100 километров велодорог.

— Если честно, я не представляю свою маму за велосипедом, — продолжает Анна. – Хотя иногда в фильмах видишь влюбленную парочку пожилых людей, катающихся на велосипедах, — и это кажется очень милым, но… не очень возможным для российского менталитета.

«Российский менталитет» – это наше все, это отговорка экстра-класса, которая объясняет все то, чего не может понять европейский человек. Фактор собственности для русского человека – это показатель успешности. Машина не для жизни, а для показателя уровня своей жизни. И потерять машину для многих людей равнозначно потерять статус успешного человека. Удивительно то, что мэр Лондона каждый день до работы добирается на своем велосипеде, а сотрудник казанского офиса, с трудом накопивший на первоначальный взнос на машину, которую и припарковать-то негде, считает езду на двухколесном уделом бедняков и студентов.

Двухколесные друзья

«Копенганизация» — это термин возник недавно, и им обозначают развитие велодвижения в городе. Авторство этому слову приписывают Яну Гейлу, речь о котором шла выше. Для того чтобы понять, что нужно изменить он дает совет:

— Выберете 3-4 улицы в городе, изучите, как они устроены и как люди их используют. Изучив всего три улицы, можно понять, как устроен весь город: проблемы одной улицы – это проблемы всего города.

При этом Ян отмечает, что нет никакой необходимости спрашивать людей, хотят они этого или не хотят. Нужно рассказать, для чего это нужно, в чем неоспоримая выгода, и тогда жители города поймут, что они всегда этого хотели, только не знали об этом.

Двухколесные друзья

Помимо отсутствия должной велосипедной инфраструктуры, одна из проблем, тормозящая ее развитие, — это незаинтересованность ГИБДД. Велосипедисты должны понимать, что они такие же участники автодвижения как и водители любого другого наземного транспорта, поэтому они должны знать ПДД и использовать все доступные им меры по организации своей безопасности. И второй момент, который также важен с учетом быстрого развития строительства новых жилых комплексов, — это вводить велосипедные дорожки в изначальный план застройки.

Двухколесные друзья

Примечательно то, что татарстанские власти также видят необходимость адаптации города к альтернативным способам передвижения: депутат госдумы и велоактивист Ильдус Янышев недоволен медленным развитием велодвижения в городе; мэр Казани Ильсур Метшин призывает чиновников хотя бы в «день без автомобиля» добираться до работы на метро. Возможно, и правда, их желание приравнять Казань к уровню европейских стран возымеет успех, и через пару лет вместо забитого автомобилями центра города мы увидим аккуратно припаркованные в положенных местах велосипеды. К тому же, учитывая пессимистичный прогноз Яна Гейла об истощении нефтяных запасов, в скором времени у нас просто не останется другого выбора.

Диана Садреева

Понравился материал? Поделись в соцсетях
0 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite