Дмитрий Туманов: «При нынешних условиях никакой монетизации творчества быть не может»

Генеральный продюсер фестиваля «Созвездие-Йолдызлык» в интервью KazanFirst рассказал о проблемах фестиваля и коррумпированности чиновников

Открытый республиканский молодежный фестиваль эстрадного искусства «Созвездие–Йолдызлык» является крупным фестивальным движением в области современного эстрадного искусства, который способствует творческой реализации молодежи Татарстана. В интервью KazanFirst директор Республиканского центра по поддержке творчески одаренных детей и молодежи РТ «Созвездие-Йолдызлык», член Союза театральных деятелей России, генеральный продюсер фестиваля «Созвездие-Йолдызлык» Дмитрий Туманов рассказал о проблемах, с которыми сталкивается фестиваль, коррумпированности чиновников и о том, почему в России нет интереса к монетизации культурных проектов.

 Дмитрий Туманов: «При нынешних условиях никакой монетизации творчества быть не может»

С чего вообще начиналось «Созвездие»?

– Честно говоря, с моих детских фрустраций, которые появились, когда я вошел в искусство. В театральных школах, как и в балетных, у учащихся снимаются определенные рефлексы по системам Михаила Чехова и Станиславского – человек становится открытым для эмоций. И, когда он вступает во взрослую жизнь, уходит от родителей, то начинает ощущать звериный оскал конкуренции. Это особенно тяжело переживают люди творческих профессий, потому что с них сняли защитную шкуру. В театральной жизни нужно иметь очень серьезные нравственные опоры, какую-то миссию внутри, которая должна помогать выстаивать в этом зверинце. Очень многие ломаются. «Созвездие» – это попытка убрать негативные моменты, которые сопровождают творческую личность на стадии становления, это попытка очищения нравственного микроклимата общества

 Дмитрий Туманов: «При нынешних условиях никакой монетизации творчества быть не может»

Чем примечателен этот фестиваль по сравнению с остальными?

– «Созвездие» убрало коррупцию из детского творчества. Почти во всех подобных конкурсах все решают высокопоставленные олигархи со своими детьми и педагогический корпус, который тянет своих выпускников. Если серьезно смотреть на вещи, там большая индустрия. К примеру, ребенок в пять лет участвует в конкурсе и видит, что он гениально поет, он работал целый год, родители платили за него деньги, а первое место занимает кто-то другой, за кем приезжают на «Мерседесе».

На «Созвездии» такого нет?

– У нас за 15 лет под нажимом высокопоставленных суперчиновников было дано всего 3 места. Начинается такое, что деньги с детей собирают на подкуп жюри, чтобы занять место на «Созвездии». Там же грамоты с подписью президента Рустама Минниханова и премьер-министра Ильдара Халикова – представляете, что это такое для педагога. На полуфиналы приходит 18 тысяч детей. Из них отбираются, скажем, 5 тысяч детей, которые приезжают на шесть дней в Казань, чтобы принять участие в финале. Там начинается гамбургский счет, рубка за право обладания безумными призовыми фондами, кубками из серебра, грамотами. Фестиваль совершенно бесплатный – подавляющее большинство делают деньги на детях, на родителях, чтобы занять место на «Созвездии». Мне удалось воплотить идеалы «жизни, бедной на взгляд, но великой под знаком понесенных утрат». Вначале мы убрали из жюри всех педагогов и посадили туда только журналистов, потому что у них нет корпоративных связей, они могут оценивать выступления только на уровне «нравится – не нравится», как и должно быть на эстраде. Независимый аудит. «Созвездие» – один из самых сильных проектов гражданского общества, которые получились в России. В 2003 году мы съездили на форум молодежи к Путину. Он сказал: «я знаю, что везде феодализм, делайте свое дело, а я с феодалами разберусь». Сейчас «Созвездие» держится на плечах сотни порядочных чиновников, но есть люди, которые каждый год хотят его похоронить.

Им это не удается?

– Каждый год «Созвездие» находится на грани закрытия. Каждый год нет бюджета, нет утвержденной программы. Сейчас, благодаря премьеру Ильдару Халикову, эта программа делается, утверждается. Если ее не примут, надо будет сворачиваться. Я не сворачиваюсь только потому, что работа приносит огромное удовлетворение команде и мне лично. Но я устал от нажима влиятельных людей. Позвоночник фестивалю не дают сломать такие люди, как Асгат Сафаров, Александр Терентьев, Ирина Терентьева. Если бы не Сафаров, фестиваля не было бы вообще. Когда злые силы начинают наступать, когда высокопоставленные чиновники просят место, а я им отказываю, начинаются очень серьезные санкции со стороны силовых органов. Например, прокурор района заставляет начальника УВД возбудить уголовное дело, заставляют педагога написать заявление. Когда происходят такие вещи, объективные чиновники в департаменте внутренней политики понимают конъюнктуру и помогают нам. Особые надежды мы возлагаем на Асгата Сафарова, который в недавнем времени занял должность руководителя аппарата президента. Он – высокий интеллектуал и человек неравнодушный. Вообще, три столпа, которые преданы движению фестиваля и несут этот тяжкий груз – это Халиков, Сафаров и Терентьев. Когда Андрей Кондратьев предложил в 2005 году фактически закрыть фестиваль, не согласовав это ни со мной, ни с аппаратом президента, ситуацию спасли Терентьев и президент, на тот момент — Минтимер Шаймиев. Они приняли решение, чтобы этого не произошло.

Каков конечный итог работы с творчески-одаренными детьми?

– Чтобы они были счастливы. Страна должна состоять из счастливых, талантливых людей. Можно построить города из бриллиантов, но если по их улицам не будут ходить талантливые люди – это мертвые города. И тогда ни к чему все эти химграды и IT-парки. Земля, на которой мы живем, должна быть лучшей в мире. Те проекты, которые я предлагал республике Татарстан, действительно могли бы позволить нам занять достойное место в мировой культурной элите. Но, увы, пока у Татарстана есть нефть и газ, инновационные культурные проекты не будут востребованы. Нет интереса к их монетизации. Для того, чтобы реанимировать эту ситуацию, обязательно нужен арт-парк. Все муниципалитеты мира озабочены привлечением творческой молодежи. Почему у нас это не делают национальной идеей? Почему в Татарстане и, вообще, в России плохо развивается искусство? Проблема «Созвездия» в том, что население его не видит. Только по телевизору, плюс один концерт в «Пирамиде» для чиновников и родителей.

При нынешних условиях никакой монетизации творчества быть не может.

 

KazanFirst

Понравился материал? Поделись в соцсетях
0 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite