Карен Шахназаров: «Кино – это такой жестокий и суровый мир, где ты всегда один»

Российский кинорежиссер, генеральный директора Мосфильма и председатель жюри казанского кинофестиваля о современном кино, городах и попытке изменить мир

Российский кинорежиссер, генеральный директора Мосфильма и председатель жюри казанского кинофестиваля о современном кино, городах и попытке изменить мир.

Карен Шахназаров с 1998 года держит в руках «сердце» отечественного кинематографа – киностудию Мосфильм, являющейся основным российским прокатчиком. Отечественное кино сейчас переживает катастрофически сложный период, утопая в бессмысленных, некачественных картинах, бесконечно штампуя сериалы для домохозяек. По словам Шахназарова необходимо всегда реально смотреть на вещи. «После распада СССР киноидустрия была разрушена так, как ни одна индустрия в стране – до нуля, — объясняет ситуацию режиссер — в 90е её в стране вообще не было, а сейчас постепенно она начинает набирать обороты».

На современном Мосфильме 70% съёмок – это сериалы, которые так же являются частью российского кинематографа нашего времени. «В мире существует тысячи телевизионных каналов, которым необходимо чем-то забивать свой эфир, поэтому, сериалы сейчас так популярны, — аргументирует гендиректор Мосфильма – но не стоит относиться к сериалу слишком пренебрежительно – это растянутая форма полнометражного кино».

Карен Шахназаров: «Кино – это такой жестокий и суровый мир, где ты всегда один»

По словам собеседника, современное российское кино страдает от незащищённости и разрозненности, тем самым сильно проигрывая западным аналогам. «Для отечественного кино-рынка необходима своя система защиты, и в данном случае, закон о пиратстве совсем не работает, — резюмирует Шахназаров – хорошо, что его приняли, так как большое количество ещё не окупленных фильмов сливаются пиратами в интернет, но на деле получается так: у тебя угнали машину, найди её, поймай вора, приведи в милицию и докажи его вину». Шахназаров считает что подобная система очень слабо работает, несмотря на то что при вступлении в силу была негативно воспринята общественностью.

«В любой проект для его раскрутки необходимо хорошее вливание средств — для проката в РФ нужно потратить 1 миллион на рекламу, но ни у кого из наших кинематографистов таких денег нет, — развивает тему режиссёр  — в киноиндустрии СССР всё решало Госкино, а сейчас у нас всё разрознено и поэтому каждый сам по себе и тянет одеяло в свою сторону — нужно, чтобы всё было в одних руках и тогда механизм запустится». По несложным подсчётам бюджет всего кинематоргафа РФ равен бюджету одного голливудского блокбастера среднего качества. «Бюджет Мосфильма равен четырём миллиардам рублей, а это сто двадцать миллионов долларов – вот и делайте вывод сами», — подчёркивает собеседник.

Карен Шахназаров: «Кино – это такой жестокий и суровый мир, где ты всегда один»

Заводя разговор о Казани и ныне проходящем Международном фестивале мусульманского кино, где Карен Шахназаров является председателем жюри сам собой возник вопрос об актуальности исламского кино, казанского кинофестиваля и его продвижении на Западе среди многих в современной киноиндустрии.

«Мусульманскому кино надо идти своим путём — это огромный пласт мирового кино, который хочет и двигается в своём направлении, часто эти картины просто оказываются в ловушке из-за возможности где-то продвигаться, — рассуждает Шахназаров – специфика казанского фестиваля – целомудренность картин и это отнюдь не минус,  безнравственных фестивалей полно, пусть хоть один будет нравственным». Затем продолжил: «Для любого проекта нужен мощнейший пи-ар, а для раскрутки фестиваля нужно в него сильно вкладываться финансово». По словам режиссёра, Казань – хороший город для кинематографии, но пока мало кто об этом знает: «Здесь хорошо сохранились старые здания, благодаря чему здесь можно снимать старую Москву, так как в современной Москве старый город снимать уже невозможно».

Карен Шахназаров: «Кино – это такой жестокий и суровый мир, где ты всегда один»

Продолжая разговор о современном и советском кинематографе, Карен Шахназаров рассказал об изменении своего творческого мировоззрения. «Мы верили, что кино должно переделывать мир,  сейчас у молодого поколения нет таких мыслей, —  рассуждает Шахназаров — но спустя годы, я пришёл к выводу, что кино мир изменить не может, оно оставляет глубокий след в сознании людей, особенно у молодёжи».

Современные картины расстраивают своей недалёкостью и непреодолимому желанию подражать Голливуду, поскольку теперь у отечественного кинематографа нет никаких рамок и запретов. Но у всего есть свой предел. Показывая на экране насилие и чернуху, государство стало задумываться о действительной необходимости такой свободы. В ход пошли запреты о курении с экрана, гей-пропаганде, защите чувств верующих и тому подобное. После обнародования новых правил со стороны киносоздателей пошла волна негодования и протеста против новых законов, затрагивая актуальность выпускаемых картин и их продаваемость. «Кино становится актуальным, когда оно трогает человека, — поясняет Шахназаров — выигрывает то кино, где есть дыхание жизни». Затем удивляется: «В Советском Союзе было столько запретов, что нынешним возмущённым даже и не снилось, но мы, же снимали и, причём неплохое кино, ведь всё дело в человеке, а по-настоящему талантливый человек — ничего не испортит».

Карен Шахназаров: «Кино – это такой жестокий и суровый мир, где ты всегда один»

Если смотреть на вседозволенность западного кинематографа, то тут при такой свободе, очень много своих подводных камней и рифов. «На западе сейчас невозможно сделать картину об отрицании однополой любви – вас уничтожат, — аргументирует отечественный режиссёр – вообще, кино – это такой мир, где ты всегда один, очень жестокий и суровый мир, в котором крайне трудно добиться успеха».

Лера Гарипова

Фото: Егор Алеев

Понравился материал? Поделись в соцсетях
0 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite