Инклюзия: мечты и реальность

KazanFirst о совместном обучении детей-инвалидов со здоровыми сверстниками

KazanFirst о совместном обучении детей-инвалидов со здоровыми сверстниками 

Республиканская целевая программа «Доступная среда», была принята в 2011 году, и направлена на социальную адаптацию инвалидов к общественной жизни. Установка пандусов и специальных подъемников в надземных переходах; строительство метро, культурных центров и спортивных объектов с учетом потребностей инвалидов, — очень многое было сделано во благо и удобство людей, чьи физические возможности ограничены.

Кроме этого более 11 млн. рублей из республиканского бюджета было потрачено на введение в шести школах Казани инклюзивного образования  — начиная с 2013 года, в двух школах Казани дети-инвалиды начали обучаться наравне со здоровыми детьми.

Вопрос инклюзивного образования во всем мире стоит очень остро: о нем рассуждают, на эту тему идет очень много споров среди родителей, педагогов и врачей.

Инклюзия: мечты и реальность

«Я всегда объясняла своим детям, что у них нет физических возможностей выбиться в люди, – рассказывает мать четверых детей, трое из которых по роковому стечению обстоятельств имеют статус инвалидности  Ирина Ахметова — они не станут известными хоккеистами или футболистами, они не смогут работать электриками, сантехниками или грузчиками».

По словам нашей собеседницы, единственный шанс на достойную жизнь для ее детей– зарабатывать своим умом. «Обществу тяжело понять, что человек с расстройством речи или с физическим недостатком совсем необязательно обладает низким уровнем интеллекта и это основной стереотип, с которым приходится сталкиваться каждый день», — сетует Ахметова.

Помимо него, существуют и многие другие. Некоторые родители считают детей-инвалидов крайне агрессивными. Некоторые боятся, что их здоровый ребенок «примет» на себя какие-то повадки и привычки. Некоторые же боятся, что их дитя начнет винить себя в «страданиях» другого ребенка, и перестанет радоваться жизни.

Инклюзия: мечты и реальность

«Конечно, доля правды в чем-то есть, но никто из родителей и не отдаст своего ребенка в школу, если он не способен адаптироваться к обществу, – продолжает многодетная мама – я и сама понимаю, что одному из моих детей все-таки лучше будет учиться в специализированной коррекционной школе».

В данный момент в Казани проживают 3415 детей-инвалидов. В образовательных учреждениях обучаются более 1000, 565 из которых инвалиды-колясочники — они учатся в специализированных школах или на дому. При этом главный минус коррекционных заведений в невозможности успешной адаптации к социальной жизни, что резко сокращает жизненные шансы инвалидов на успех.

Многие учителя также настороженно отнеслись к этому нововведению, понимая всю серьезность возложенной на них миссии. «Главная сложность для учителя — продумать систему индивидуального подхода к обучению, индивидуального контроля, мониторинга знаний, — говорит один из педагогов школы №177 — от учителя во многом зависит равновесие в классе, где обучаются такие дети, то есть очень важно сначала научить педагога, ведь он должен быть готов к совершенно другим условиям работы».

Инклюзия: мечты и реальность

К слову, все учителя, в школах где введут инклюзивное образование (а их в Казани будет шесть), должны пройти специальную профессиональную подготовку в Городском Центре Образования Взрослых. Причем программа обучения составлена на несколько лет и носит систематический подход – постоянные семинары, конференции, лекции. Школа со своей стороны должна подготовить материально-техническую базу, тьюторов, психологов и дефектологов, а также провести подготовительную работу среди родителей и учащихся.

Инклюзивное образование – это такой подход, при котором все дети учатся вместе. И учатся они не только азбукам или основам физики, но и тому, что нельзя различать людей по их физическим или интеллектуальным способностям. Процесс включения инвалидов в общественные школы кажется трудоемким и сложным, прежде всего, для самих взрослых. По мнению же представителей региональной общественной организации инвалидов «Перспектива», у детей таких страхов не возникает  — к общению с такими детьми они привыкают буквально через пару недель. Зато плюсов для всех детей гораздо больше – они обучаются терпимости и уважению, взаимопомощи и сотрудничеству, и начинают ценить людей не за их физическую красоту, а за красоту их души, мышления и творческих способностей.

 

KazanFirst
Фото из открытых источников

Понравился материал? Поделись в соцсетях
0 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite