«Иван сын Амира»: фильм о кровопролитной войне без боевых действий

Одним из фаворитов международного фестиваля мусульманского кино стала первая режиссерская работа успешного актера и продюсера Максима Панфилова

Одним из фаворитов международного фестиваля мусульманского кино стала первая режиссерская работа успешного актера и продюсера Максима Панфилова.

Отечественная мелодрама про русского Ивана ворвалась в список номинантов кинофестиваля в последний момент, сразу заняв почётное место в списке фаворитов. Фильм снимался, осознанно  пренебрегая современными канонами российского кинематографа, который с каждой новой лентой опускает художественную планку всё ниже и ниже. Как режиссёр, Максим Панфилов поставил перед собой непростую задачу непопулярную в современном обществе – снять доброе интеллигентное кино без крови и сцен насилия, где герои не пытаются выяснить отношения при помощи силы и кулаков. Глядя на картину и реакцию зрителей в зале – ему это удалось.

«Иван сын Амира»: фильм о кровопролитной войне без боевых действий

Идея для создания картины родилась у Панфилова, основываясь на реальных военных историях, которые дошли до нашего времени. Сюжет переносит зрителя в Севастополь в 1942 год. Перед активным наступлением немцев, город стремительно эвакуируют. Главная героиня Маша отказывается покидать свой дом, надеясь дождаться своего мужа Ивана, чей корабль был уничтожен в море со всей командой, где все считаются погибшими. Мария с двумя детьми отправлена в эвакуацию в Ташкент, куда так и не доехала.

«Иван сын Амира»: фильм о кровопролитной войне без боевых действий

После двух месяцев пути, мать с детьми застревает в горном кишлаке Узбекистана, где волею случая находят свой новый дом с новой семьёй до послевоенных лет. Спустя несколько лет, считавшийся всё это время погибшим, Иван приезжает в кишлак, чтобы забрать свою семью обратно в Феодосию. Вот тут-то и начинается самое интересное. За время пребывания гостьей в узбекской семье, Маша становится третьей, любимой женой Амира, приютившего её и детей годы тому назад. От второго брака у Марии родился сын, которого назвали Иваном — в честь «погибшего» первого мужа Маши.

«Иван сын Амира»: фильм о кровопролитной войне без боевых действий

При просмотре в зале возникало недопонимание сюжета из-за отсутствия у зрителя необходимых знаний о жизни и быте Узбекистана. В современном мире представители восточного Союза малоприятны в общении, крепко осадив территорию городских рынков. В фильме Узбекистан показан более дружелюбным, гостеприимным и заботливым по отношению к своим гостям, чем картина сильно подкупает и бросается в глаза. По словам самого Максима Панфилова, снимая кинофильм, он ставил перед собой цель не просто сделать другое кино, но и показать, что где-то там далеко в горах есть и другие люди, способные на сострадание и добрые поступки. И таких на родине дынь – большинство, в отличие от их понаехавших в Москву сородичей.

«Иван сын Амира»: фильм о кровопролитной войне без боевых действий

Возвращаясь к ленте, как и сейчас, так и в советское время Узбекистан не был полностью цивилизованным государством. Советская власть в нём, как бы была, но и её как бы одновременно и не было. Красные флаги имели значение только в больших городах с хорошо налаженной инфраструктурой (в 40-е это был Ташкент), в то время как в горных районах всё ещё длилось тёмное средневековье, произрастающее из незыблемых традиций и обычаев, где те, кто не свои, то обязательно чужие. А чужие умирают далеко от людей, в одиночестве. Глядя на складывающуюся картину, поражает мудрость и терпение Амира, а так же отсутствие какой-либо вспыльчивости, присущей горячей крови. Его семья относится к Маше и детям с пониманием, когда беженцы приходят к ним с умирающим ребёнком на руках, и когда уходят с новорождённым в свою прошлую жизнь.

«Иван сын Амира»: фильм о кровопролитной войне без боевых действий

Многозначны душевные метания Ивана, в исполнении Дмитрия Дюжева, который рвётся между двумя решениями по пасынку: утопить или усыновить. Он никак не может простить своей жене не столько измену, сколько рождение чужого ребёнка на стороне. Не принимая во внимание тот факт, что именно в тот период он был для неё погибшим, и именно её новый муж настоял на том, чтобы мальчика назвали в честь ныне воскресшего героя Советского Союза.

«Иван сын Амира»: фильм о кровопролитной войне без боевых действий

Достаточно сложно пересказать словами то, что просто необходимо увидеть. Индивидуальность казанского кинофестиваля не только в специфике жанра, но и в том, что для оценки уникальной атмосферы любого фильма необходимо личное присутствие самого зрителя. Ни один пересказ не передаст пережитые ощущения от излагаемого. «Иван сын Амира» — не арт-хаус или нечто подобное, это полностью готовый к широкому показу проект. Остаётся только ждать, когда неформатная по доброте своей ныне картина получит путёвку в прокат во всех кинотеатрах нашей огромной страны.

Лера Гарипова

Понравился материал? Поделись в соцсетях
0 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite