Этот двуликий день

Юрий Алаев о прошлом и будущем «тридцатого августа»

Тридцатого августа мы все будем отмечать, а многие и праздновать,  День Республики Татарстан. В 21-й раз.

Строго говоря, в 23-й раз, конечно, потому что  повод для установления праздника случился 30 августа 1990 года.  В тот день Верховный Совет Татарской Автономной Советской Социалистической Республики (обратите внимание на названия и формулировки) принял Декларацию о государственном суверенитете Татарии и преобразовал ее в Татарскую Советскую Социалистическую Республику — Республику Татарстан.  И поздним вечером того же дня центральная площадь Казани – площадь Свободы —  окрасилась  зелеными знаменами и заполнилась толпами возбужденных молодых людей, уст роивших зикр вокруг здания Верховного Совета с криками «Азатлык!» («Свобода!»).  Примечательно, что головы молодых людей украшали зеленые банданы с той же надписью.  Как-то  эта молодежь всё предчувствовала, видимо, и успела подготовиться.   В общем, было весело.

А два года спустя тот же ВС РТ принял закон «О праздничных днях и памятных датах Республики Татарстан», и 30 августа стало официальным  Днем  Республики Татарстан, праздничным и нерабочим.

Этот двуликий день

С тех пор много чего утекло, а кому и накапало.  Татарстан мягко вошел в рынок,  закрывая административные границы и удерживая сравнительно низкие цены на потребительские товары,  абсолютно суверенно объявил своей собственностью то, что раньше на 98% было собственностью всего СССР, федеральной, как сказали бы сейчас, и успешно завершил тягучие переговоры с  администрацией Ельцина — о формализованном признании сделанного и суверенности республики в целом – подписанием в 1994-м году эксклюзивного для практики РФ Договора о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти РТ и РФ, так называемого Большого Договора.  Ему сопутствовали 15 межправительственных соглашений, которые, собственно, и определили суть дела:  Татарстан получил более чем ощутимые преференции в части  распределения налогов  и сборов, затвердил за собой нефтехимический  комплекс,  но согласился, что ряд объектов – оборонного характера и некоторых других, всё-таки остается под федеральным контролем. 

Опуская многие детали процесса, сами по себе захватывающе интересные, могу сказать что осталось, на мой взгляд, в сухом остатке.  На первом этапе – допутинском — в республике успешно произошла национализация  судебной, правоохранительной систем,  органов государственного и муниципального управления (на робкий ропот по этому поводу следует  неубиваемый ответ:  а где же еще татарам править,  как не в Татарстане?),  а также  формирование национальной буржуазии, пусть, в основном, в рамках считанных семей и кланов. Кроме того, Татарстан сохранил унаследованные от СССР промышленные комплексы и аграрный сектор, кооперационные связи в них и получил необходимые ресурсы для поддержания так называемой  социальной стабильности.  Путинский период существования РФ обогатил республику —  в прямом и переносном смысле  — технологией «экономики событий», или экономики праздников, как это некоторые называют.  Подготовка и проведение в 2005 году торжеств по случаю 1000-летия Казани наглядно показали, что госсуверенитет эффективнее конвертировать в программы софинансирования,  а также безвозмездной поддержки из федерального бюджета.  Универсиада-2013 в столице республики только укрепила это убеждение.

Этот двуликий день

Стало ли от этого всего кому-то хуже?  Глядя на современную татарстанскую столицу, и ее жителей этого не скажешь.  Сравнивая социально-экономические показатели регионов  РФ – тоже.  Другими словами, Татарстан сумел извлечь максимум преимуществ сначала из декларирования госсуверенитета, а затем – из подчеркивания того факта, что он с Россией и в России и что он, Татарстан, умеет тратить средства куда рациональнее многих.  Так что эволюция названия дня 30 августа – от Дня суверенитета, как это звучало в речах и в СМИ в начале 90-х, до Дня республики, как это записано в официальных документах и звучит сегодня,  очень даже соответствует окружающей действительности.

Что будет завтра? Мы  не на Луне и не на острове; будет то же, что и со всей Россией. Так что не откладывайте на завтра то, что можно отпраздновать сегодня. Байрам блян! Лехаим!

Да, чуть не забыл, — маленькое пояснение насчет заголовка.  Вопреки распространенному мнению,  изображение языческого божества  Януса о двух ликах не означало, что Янус был вероломен, и нашим, и вашим, так сказать.  Изображение символизировало то, что Янус видит одновременно и прошлое, и будущее.  И это, согласитесь, многое объясняет.

Юрий Алаев.

Понравился материал? Поделись в соцсетях
0 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite