Проблемное место

В Татарстане наметился кризис среднего профессионального образования

В сентябре нынешнего года в силу вступает федеральный закон «Об образовании». Помимо школ и ВУЗов, перемены ждут и российское среднее (техникумы, колледжи) и начальное (профтехучилища) профессиональные образования. Накануне реформы Kazanfirst анализирует положение дел в татарстанских учреждениях, которые готовят выпускников по рабочим специальностям.

Сейчас можно говорить о вполне определенном кризисе в России именно системы техникумов и колледжей. В частности, летом этого года в Лейпциге проходил чемпионата мира по профессиональному мастерству WorldSkills International. Результат на WSI оценивался по двум критериям — качеству работы и скорости. Члены сборной России представляли 14 профессий: укладка кирпичей, плиточная облицовка, столярное дело, камнеобработка, сварка, мехатроника, автопокраска, кузовной ремонт и т.д. Их отбирали на региональных конкурсах и первых национальных соревнованиях WorldSkills Russia. Выступление наших профессионалов в этом чемпионате можно назвать провальным – они заняли последнее место среди 54 команд.

Неделю назад Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов встретился с членами национальной сборной WorldSkills Russia. Как заявил Ливанов, система профессионального образования в стране скоро должна будет кардинально измениться, так как «обучение молодых специалистов должно проходить с использованием самых современных технологий, по тем программам, которые соответствуют запросам рынка труда». На это направлен и новоподготовленный законопроект министерства.

Проблемное место

Если же говорить конкретно о ситуации в Татарстане, то здесь также просматривается вполне определенная тенденция. С одной стороны, в последние годы в техникумах и колледжах наблюдается заметный рост количества поступающих. Если в 2010-11 учебном году их по республике было около 20 тысяч, то в прошлом году – уже 27 тысяч. Но, с другой стороны, специалисты в области образования отмечают низкий уровень подготовки выпускников, примером чему служит все тот же WorldSkills-2013.

По мнению заведующей по воспитательной работе Казанского техникума наземного и подземного электротранспорта Ксении Хабибуллиной, проблемы в качестве подготовки выпускников рабочих профессий связаны в большей степени с общим культурным уровнем учащихся:

— Система образования как таковая в этой ситуации не виновата. Основная проблема здесь в том, что родители и школа мало внимания уделяют воспитанию детей. Они приходят к нам учиться и запросто могут грубо высказаться в лицо преподавателю. Многие учащиеся относятся к учебе поверхностно, для них важнее получить диплом, а не какие-либо профессиональные навыки. Кроме того, в техникумы и колледжи многие абитуриенты приходят только потому, что боятся ЕГЭ, то есть их уровень знаний изначально является низким. Определенные проблемы есть и с преподавательским составом. В России уже давно сложился стереотип, что работать в СПО/НПО непрестижно и хороший молодой преподаватель далеко не всегда пойдет сюда  работать.

Проблемное место

Со своей коллегой в отношении специалистов, работающих в техникумах, согласна и заместитель директора по научно-методической работе Казанского авиационно-технического колледжа Эльвира Соколова:

— Действительно, сейчас в СПО наблюдается нехватка качественных молодых преподавателей. Думаю, связано это, в основном, с низкой заработной платой. Если, например, в казанских школах учителя уже получают в среднем более 25 тысяч рублей, то у нас многие трудятся за вдвое меньшие деньги, работая на голом энтузиазме. Это напрямую отражается на качестве учебного процесса. Нехватка финансирования наблюдается и в другом – очень мало колледжей и техникумов в России сейчас имеют возможность посылать своих преподавателей на повышение квалификации за границу. А если мы хотим достойно конкурировать с ведущими странами на том же WorldSkills, то нашим специалистам жизненно необходимо перенимать из зарубежного опыта все лучшее. Сейчас же они имеют возможность выхода только на базовые профильные предприятия региона. Без качественных преподавателей не может быть качественных выпускников. Отдельная и важная проблема – техническое оснащение мастерских и цехов тех предприятий, на которых учащиеся проходят производственную практику. Здесь стоят станки даже 60-х, 70-х годов прошлого века, что уж говорить о новейших техразработках, о которых наши заводы только слышали. Так что проблема эта комплексная и решать ее надо в ближайшее время.

Проблемное место

Однако более оптимистичен в отношении СПО начальник Управления профессионального образования Министерства образования и науки РТ Тимерхан Алишев. В частности, он сообщил Kazanfirst, что сейчас в профучреждениях образования в республике уже сейчас поступает около 40 процентов всех выпускников 9 и 11 классов. И в главных планах министерства теперь стоит преодоление тенденции, по которой в учреждения СПО раньше шли в большинстве своем «испугавшиеся ЕГЭ». Также Алишев разъяснил ситуацию с новым законом об образовании. В частности, среди основных нововведений, призванных улучшить качество выпускников СПО, он выделил появление краткосрочных программ обучения. То есть с сентября на некоторые специальности в техникумах и колледжах будут учить не 2-3 года, как это было раньше, а только 3-4 месяца. К этому Алишев добавил, что важным добавлением к нынешней системе СПО станет введение конкурсного распределения бюджетных мест по региону: учебные заведения такого рода теперь будут ранжироваться по министерскому рейтингу и им придется бороться между собой за возможность зачисления как можно большего числа абитуриентов. Как считают в Минобразе, все это должно существенно повысить эффективность обучения в СПО.

Проблемное место

В деле переформатирования образования не отстают от российских законодателей и татарстанские чиновники. Среди совсем «свежих» нововведений – возвращение профобразования под крыло Минобраза РТ. Случилось это только на прошлой неделе, 22 августа. До этого, с 2007 года, СПО и НПО заведовало Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ РТ. По словам того же Алишева, шесть лет назад в Татарстане господствовала другая идеология – для упрощения координации, роли заказчика и исполнителя определенных образовательных услуг стремились соединить в одном ведомстве. Однако сейчас выяснилось, что гораздо эффективнее будет, если таким образованием снова займется профильная организация и СПО передали Минобразу.

Несомненно, что сейчас не только в Татарстане, но и по всей России система образования заметно оживилась в преддверии решительных реформ. Несомненно и то, что СПО относится к проблемным местам образовательного сектора. Но к чему приведет процесс его реорганизации и когда он завершится, сейчас, думается, еще не знает никто.

Ринат Бакиров
Фото из открытых источников

Понравился материал? Поделись в соцсетях
0 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite