На предпоказе турецкий фильм «Кэн» («Джан» — тур. «Душа») вызвал у зрителей резонансные чувства, вылившиеся в волну негодования

Взрослое непонимание

На предпоказе турецкий фильм «Кэн» («Джан» — тур. «Душа») вызвал у зрителей резонансные чувства, вылившиеся в волну негодования

На предпоказе турецкий фильм «Кэн» («Джан» — тур. «Душа») вызвал у зрителей резонансные чувства, вылившиеся в волну негодования.

Стоит отметить, что тематические кинофестивали отличаются от обычных показов  в кино именно своей спецификой и тематикой, понятной далеко не всем зрителям, даже считающими себя знатоками синематографа, сродни кинокритикам. Увы, но именно с этой проблемой столкнулись организаторы предварительного показа одного из фаворитов фестиваля кинематографа мусульманских стран. Большая часть журналистов мало понимала, что фестивальная программа не рассчитана на любителей попкорна, поэтому развлекательная часть не являлась первостепенной задачей всего творческого мероприятия. Так же, как и словосочетание «мусульманское кино» говорит о географии присланных фильмов, а не о религиозном аспекте кинолент.

Взрослое непонимание

В этом году на казанский международный фестиваль было заявлено большое количество работ не только из традиционных стран мусульманского мира, но и из США и стран западной Европы. Из года в год одним из фаворитов фестиваля становится Турция, присылая первоклассные ленты, участвующие в более крупных и значимых международных фестивалях кино. В этом году после тщательного отбора претендентов на конкурсной основе, страна великой Роксоланы представлена только одним фильмом – речь пойдёт о жизненной драме «Кэн».

Сложно судить о фильме не раскрывая основной сюжетной линии. Но вся интрига заключается именно в том, что даже при подробном пересказе сценария невозможно понять киноленту хотя бы раз не посмотрев её. Действие фильма проходит в современном солнечном Стамбуле. Супружеская пара без образования и светлых перспектив на будущее безуспешно пытается завести ребёнка. После похода к врачу мужу ставят неутешительный диагноз – полная стерильность, что является сильнейшим ударом не только для мужского самолюбия, но и полной несостоятельности, как главы семьи.

Взрослое непонимание

Отвлекаясь от фильма, необходимо пояснить, что фильм снимался именно для Турции и про Турцию. У режиссёра с самого начала не было задумки пытаться адаптировать рассказанную историю под среднестатистический ум европейского человека. Турция – светское государство, но придерживается мусульманских семейных догмат. Многожёнство для мужчины преследовало в первую очередь именно возможность расплодиться по максимуму. От бесплодных женщин мужья избавлялись без раздумий. А при разводе всё потомство оставалось именно с мужем. Оставляя неугодных жён ни с чем. Дети для турка-мусульманина – его гордость, смысл жизни и главная причина для создания семьи.

Взрослое непонимание

Возвращаясь к сюжету, недуг раскалывает семью надвое: муж маниакально зацикливается на желании стать отцом, хотя физически этого не может, жена – полностью здоровая женщина, бьётся лбом о стену, пытаясь хоть как-то понять мужа и сложившуюся ситуацию. Решением проблемы становится вариант с усыновлением. Супруги Айше и Джамаль живут небогато: он – работает на заводе, она – поломойка на предприятии. Так называемое усыновление, оказывается покупкой младенца у малообеспеченной семьи, где и так уже семеро по лавкам. В итоге, почти год, собирая деньги на новорожденного, и таскаясь с ненавистной подушкой вместо живота, главная героиня всё больше начинает ненавидеть ещё не приобретённого «сына».

Взрослое непонимание

На протяжении всего фильма у неё в глазах читается один немой вопрос: почему полностью здоровая женщина, готовая продолжить род,  должна страдать из-за несостоятельности мужчины. Из-за чего также возникает дилемма. С одной стороны, любимый муж и глава семьи по обычаям востока, и с другой, его несостоятельность как раз создать ту самую полноценную семью, о которой мечтают оба.

При появлении младенца женщина игнорирует его. Из-за усиленно навязанного ей материнства она впадает в депрессию, с каждым днём ненавидя приёмыша всё больше. Дом превращается в свалку, всё хозяйство и уже годовалый ребёнок ложатся на плечи мужа. Бомба замедленного действия с невысказанными обвинениями со стороны Айше взрывается, что приводит Джамаля к позорному бегству из семьи, оставив жену и ребёнка на голодную смерть. Шесть лет спустя он – успешный менеджер автосалона, женившийся на дочери босса. Всё, что у него есть, принадлежит тестю, да ещё и молодая жена дочку нагуляла. Теперь уже Джамаль в навязанных ему обстоятельствах, и уже ему приходится одному растить и ухаживать за неродной дочкой, пока его жена наслаждается гламурно-пьяной жизнью с любовником по клубам. Тем временем, Айше растит малыша по имени Джан, всё также мечтая его где-нибудь забыть или нечаянно бросить на улице.

Взрослое непонимание

Пока взрослые эгоистично пытаются разобраться в своих поломанных жизнях, на заднем плане остаётся семилетний мальчик, которого когда-то купили и неоднократно пытались потерять при разных обстоятельствах. Пока взрослые навзрыд ревут вопрос «За что?», даже не задумываясь, о правильной постановке «Для чего?», беды в их жизни значительно увеличиваются. Важным и самым главным в фильме оказываются искренняя детская любовь и всепрощение. Где бы она его не оставила, он всё равно продолжает ждать, что она за ним вернётся. На фоне голода, холодного отношения неродной матери, мальчиш Джан продолжает верить, что она у него самая добрая, заботливая и любящая, хотя зритель видит абсолютно обратное, из-за чего сильно недоумевает, судя именно со своей взрослой позиции. Дети настолько чисты и искренни, что, не зная любви с младенчества, принимают за неё любые чувства, направленные в их сторону.

Взрослое непонимание

Фильм не рекомендован тем, кто не готов посмотреть на себя и на мир со стороны. Кому лень задуматься над происходящим на экране, упираясь в «свой монастырский устав» и тёмное «если я не видел, значит этого нет». Фильм заставляет самих зрителей задуматься над своими поступками, трезво посмотрев на всё со стороны. А правда всегда пугает, заставляя утверждать, что лента пришлась созерцателю не по вкусу.

Лера Гарипова

0 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite