Чип и ДАМ спешат на помощь

Осенью в России начнется реализация программы оснащения автомобильного парка микрочипами

Осенью в России начнется реализация программы оснащения автомобильного парка микрочипами.  Такое поручение дал в минувшую пятницу­­­, 9 августа,  ДАМ – Дмитрий Анатольевич Медведев.

Нет, я не могу, — у меня от смеха пальцы по клавишам не попадают: то триллион рублей на высокоскоростную «железку» от Москвы до Казани, то пару миллиардов долларов на микрочипы в автомобили – определенно наши власти не знают, куда девать деньги. Потому что их куры не клюют. Однако смех выходит злой, потому что в действительности денег в стране не хватает на самое насущное – как для экономики, так и для трети населения. И потому что из очередного hi-tech проекта явственно торчат уши выгодоприобретателей,  относящихся к двум процентам населения.

Конечно, кто-то из них и пострадает в перспективе, ведь предлагаемая технология будет использоваться для идентификации автомобиля  (в любом положении, хоть в статике, хоть на скорости, в том числе и в плотном потоке), а это значит, что отпадет необходимость в камерах видеофиксации и, соответственно, в так называемых антирадарах. Это рынок увянет, зато сформируется другой, и выиграют те, кто успеет прильнуть к новому сегменту.  Извините, затеоретизировался и забыл о российской особости: к  новому куску бюджетного пирога, я хотел сказать.

Чип и ДАМ спешат на помощь

Исходные данные таковы. На 1 января сего года автомобильный парк России составлял 47,9 млн. единиц,  причем  81%, или 38,8 млн. машин, — легковые.  Темпы прироста автопарка в нашей стране в период до 2020 года, составят, по прогнозу МГТУ «МАМИ», в среднем 5% при  выбытии менее 2%.  Средняя цена чипа с технологией радиочастотной идентификации (RFID) –  около  1 доллара США.  Перемножьте цифры,  добавьте процентов 10-15 на оплату услуг по установке чипов (почему-то правительство решило, что они будут монтироваться исключительно на номерные знаки,  значит, будет массовая замена, не прикручивать же к старым).  Набежало? Ерунда это, — то, что у вас набежало: надо же еще создать инфраструктуру, то есть понатыкать  по всей стране приемные устройства, узлы обработки и хранения информации.  А главное – создать производства приемо-передающих устройств или – правильно – закупить их у какой-нибудь подходящей западной фирмы.  Программа государственная, значит, первоначальные вложения пойдут из бюджета, под лозунгом модернизации экономики и слезания с нефтяной иглы.  А потом финансовые потоки начнут перераспределяться коммерческими структурами, и вот тут никакая RFID-технология не поможет,  боюсь, идентифицировать, какие и куда откроются боковые русла.

Чип и ДАМ спешат на помощь

Подозрения в вероятности очередного масштабного «распила»  могли бы показаться неуместными, если бы не два «но».  Во-первых, упомянутая технология отнюдь не является  прорывной, что называется, —  она массово используется на Западе по крайней мере с начала 80-х годов. При этом надо отметить, что используется, в основном,  в ритейле, в складском хозяйстве, логистике, на грузовом автотранспорте и на железных дорогах.  Скажем, компания Airbus, если верить Википедии,  реализовала около 20 проектов, использующих систему дальней идентификации,  для улучшения складской логистики и управления активами, что дало финансовые выгоды в миллионы евро ежегодно с периодами окупаемости в большинстве случаев меньше одного года.  По России таких впечатляющих данных я не нашел. Известно только, что RFID используется в ОАО «РЖД»,  в метрополитенах Москвы, Питера и Казани и даже в некоторых библиотеках.   Во-вторых, — и тут во мне закипает обывательское, — скажите на милость, причем здесь десятки миллионов частных легковушек?  Что, нарушителей ПДД не отлавливают видеофиксаторы  или в разы выросли угоны, что потребовалось срочно, к осени, подготовить программу тотальной замены номерных знаков на оснащенные микрочипами?  Да нет, конечно,  — просто надо же демонстрировать  последовательность в реализации модернизационных идей, что-то делать, и знающие и хваткие люди тут как тут: а вот чипы – масштабно и всем видно будет. И смешно, и грустно.

Чип и ДАМ спешат на помощь

…Два слова для опечалившихся, возможно, автомобилистов. Если вас беспокоит перспектива неусыпного контроля,  не переживайте особо:  рассматриваемая в этих заметках технология настолько не нова, что на Западе давно уже существуют фирмы, предлагающие нечто вроде антирадаров – такие же миниатюрные устройства, которые сбивают импульс,  и приемник получает произвольный набор цифр, а не ваш идентификационный номер.  Конечно, за это придется заплатить, но и это, думаю,  предусмотрено проектом – это тоже часть рынка.

Юрий Алаев.
Фото из открытых источников

Понравился материал? Поделись в соцсетях
0 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite