Как казанские Левши «подковали» человеческие клетки

Ученые КФУ упорядочивают клетки в организованные структуры и создают прототипы человеческих тканей

Первый Казанский поговорил с доцентом КФУ, доктором биологических наук Равилем Фахруллиным

— После того, как КГУ был преобразован в ПФУ, биологический факультет стал назваться Институт фундаментальной биологии и медицины. Что изменилось кроме названия?

—  На базе нашего института будут готовить одновременно  и врачей, и биологов. Сейчас в мире почти все исследования в области создания новых лекарств и методов лечения проводятся группами разнопрофильных ученых – биологов, физиков, химиков, врачей. У нас в институте люди с необходимыми биологическими знаниями будут готовить врачей и наоборот. Сегодня такое направление науки называют биомедициной — в  России, насколько я знаю, только Институт фундаментальной биологии и медицины КФУ объединяет под одной крышей биологов и врачей.

Как казанские Левши «подковали» человеческие клетки

— Эрнест Резерфорд как-то сказал, что ученый, который не может объяснить уборщице, которая моет пол в лаборатории, чем он занимается, сам не понимает, что делает. Можете ли вы объяснить в двух словах, в чем суть работы вашей научной группы?

У Лескова есть повесть о Левше, который подковал блоху. Наша работа похожа на работу Левши – только вместо блох у нас клетки, а вместо подков – наночастицы. Называется это инженерия клеточной поверхности. Воздействуя на наночастицы магнитным полем или другим способом «подкованные» клетки можно упорядочивать в различные организованные структуры. Такие исследования в мире ведутся давно – но обычно наночастицы вводят в саму клетку – а мы прикрепляем их к поверхности. Это позволяет уменьшить длительность процедуры с нескольких десятков часов до 20 минут, и не травмировать клетки.

Как казанские Левши «подковали» человеческие клетки

— А для чего это делается? Где применяются «подкованные» клетки?

— С помощью генной инженерии, например, можно модифицировать клетки, чтобы они, скажем, реагировали на определенные токсины – обнаруживали их. Мы не  занимаемся непосредственно генетической инженерией, но, если эти клетки снабжены магнитными наночастицами, мы можем упорядочивать их в пространстве, удерживать в поле наблюдения – подобные технологии уже близки к коммерциализации. Другие исследования находятся еще только на начальном этапе. Мы не делаем различй между  фундаментальной и прикладной наукой – без первой не бывает второй.

Как казанские Левши «подковали» человеческие клетки

— Недавно в зарубежном журнале Biomaterials Science была опубликована статья о создании подобия человеческой ткани из модифицированных наночастицами клеток. Автор этой работы – студентка вашей научной группы Мария Дзамукова. Часто ли бывает, что серьезной научной работой занимаются уже в студенчестве?

— Это обычная практика – в нашей группе сейчас работает двое студентов, многие из выпускников также имеют несколько зарубежных статей. . На втором, иногда первом курсе люди начинают заниматься научной работой, к выпуску уже имеют несколько публикаций в серьезных журналах. Такие специалисты являются востребованными как на Родине, так и за рубежом.  К сожалению, у некоторых наших студентов проблемы с английским, но, в целом, студенты КФУ конкурентноспособны в современном научном мире.

Как казанские Левши «подковали» человеческие клетки

— В заключение разговора – попробуйте предположить: какие плоды может принести то направление науки, которым вы занимаетесь, в будущем, через 20-30 лет?

— Мне кажется, что, например, «выращивание» человеческих органов было бы очень востребованным. Для людей опасных профессий – скажем, пожарных – можно было бы заранее подготовить «банк органов», например – кожу. Из их собственных клеток, чтобы не было риска отторжения. Но пока такие исследования еще в самом начале пути.

Беседовал Николай Моловеков