«Белый волк» взвыл под открытым небом

Свет увидела давно обещанная премьера татарской оперы «Ак Буре». Первое публичное представление прошло на открытой концертной площадке перед Дворцом земледельцев.

Свет увидела давно обещанная премьера татарской оперы «Ак Буре». Первое публичное представление прошло на открытой концертной площадке перед Дворцом земледельцев.

Анонс музыкальной постановки был весьма интригующим и многообещающим. Зрителю была обещана некая эклектика, созданная по народным мотивам, с привлечением опытных академических певцов и постановка без декораций в стиле модерн. И всё это бесплатно — вход на спектакль был бесплатным и попасть на него могли все желающие. К сожалению, ключевым словом в постановке стало именно «бесплатно».

Ак Буре и Тегин, младший сын Хана

Не смотря на толпу собравшихся у подножия сцены, постановку нельзя назвать удачной. В целом, «Белый волк» (тат. Ак Буре) – это хорошая промо-акция симфонической музыки и оперного искусства для широкого круга зрителей, абсолютно не готовая к продаже. В противном случае, у кассы бы выстроилась длинная очередь для возврата своих денег. Никаким обещанным дель арте здесь и не пахнет. Да и откуда оно возьмётся, если на сцене оперные певцы, априори не изучающие театральное искусство и тем более, импровизацию.

«Белый волк» взвыл под открытым небом

Большим плюсом постановки было привлечение молодых певцов, гибких, пластичных с ещё не «засаленными» «жирными» голосами, звучащими звонко, как колокольчик. Не попавшие пока под общий «токарный станок» предрассудков, клише и времени, молодые певцы упивались своими ролями (например, трёхголовый Див). Во-первых, это была отличная возможность публично заявить о себе, во-вторых, они ещё не знают, что такое хорошо, а что такое плохо, по мнению твердолобых корифеев оперной сцены, застывших в одном образе страданий при периодической смене партий. Именно эта счастливая неосведомлённость и спасала вокально-зрительную составляющую спектакля.

«Белый волк» взвыл под открытым небом

Отлично были поданы народные танцы, но ровно до тех пор, пока хореография не вышла за рамки компетенции Государственного ансамбля народной песни и танца РТ. Глядя на хореографические потуги танцоров по одушевлению антропоморфных персонажей, вывод напрашивался сам собой – с этой задачей под силу справиться только артистам балета. Язык тел и способ выражения глубокого смысла без слов – именно их профессия. Но, к сожалению, постановщики решили обойтись без таких тонких специалистов, даже в лице студентов хореографического училища.

Кам Ана

С образом колдуньи Кам Ана отлично справилась Эльмира Калимуллина. Поговорка «каждая женщина немного ведьма» в случае этого сценического перевоплощения оказалась весьма кстати. Так же, как и вокальная окраска образа персонажа. Исполнительница роли Ханбике и певчей птицы, Альбина Латипова радовала звонкими трелями и радужными переливами. Такой голос не нуждается в визуализации, его просто приятно слушать с закрытыми глазами на любом языке.

Обещанная визуализация, полностью заменяющая физические декорации не показала ни леса, ни гор, ни логово трёхглавого змея. Вместо этого по белому фону скользили обычные клубные узоры.

Александр Сладковский

К чему невозможно придраться – это к игре Государственного симфонического оркестра РТ (ГСО). Музыкальный руководитель и дирижёр Александр Сладковский отработал с подшефным коллективом на все сто. Музыка исполнялась качественно, без сучка и задоринки. Если не  опираться на постановку самой оперы, у ГСО получился хороший самостоятельный концерт по мотивам сказки. Учитывая вкус Сладковского и его вклад в развитие почти умершего, в своё время, симфонического оркестра Татарстана, и общего выстраданного результата, складывается впечатление, что его, как музыкального руководителя «Ак Буре», просто обязали создать нечто на татарском языке для показа широкой публике.

«Белый волк» взвыл под открытым небом

Эксперимент почти удался, если не считать того, что премьера была скорее похожа на одну из рабочих репетиций, чем на готовый и полностью отшлифованный продукт. Если «Белому волку» и суждено стать бриллиантом, то только после долгой и очень трудоёмкой шлифовки с дальнейшей огранкой. А пока это не более чем дикий алмаз, привлекающий публику бесплатным входом и шаговой доступностью в центре города.

Мария Водянова-Харитонова
Фото из открытых источников

Понравился материал? Поделись в соцсетях
0 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite