ПЕ-2 — оружие победы готовили в Казани

В Казань во время войны для организации авиационного производства был прислан Владимир Михайлович Петляков. Под его руководствам был налажен выпуск самолетов ПЕ-2.
В Казань во время войны для организации авиационного производства был прислан
Владимир Михайлович Петляков. Под его руководствам был налажен выпуск самолетов
ПЕ-2.

В Казань во время войны для организации авиационного производства был прислан Владимир Михайлович Петляков. Под его руководствам был налажен выпуск самолетов ПЕ-2.

Во время Великой Отечественной войны Пе-2 был самым массовым советским бомбардировщиком. Эти самолеты участвовали в сражениях на всех фронтах, применялись сухопутной и морской авиацией в качестве бомбардировщиков, истребителей, разведчиков. Разработка Пе-2 была начата в середине 1938 года группой конструкторов под руководством Петлякова в ЦКБ-29. Это ЦКБ принадлежало Спецтехотделу НКВД и представляло собой уникальную организацию — весь костяк конструкторского бюро состоял из заключенных — «врагов народа», «вредителей». Заключенными были и все фактические руководители бюро, в том числе и Петляков (формальными руководителями ЦКБ считались работники НКВД).

В октябре 1941 в Казани был образован целый комплекс заводов, изготовлявших Пе-2. Из-за отсутствия специалистов, на заводе в основном работали дети, женщины и не владеющие русским языком узбеки. В ходе серийного производства менялся внешний вид машины. Уменьшилась площадь остекления носа фюзеляжа. В конце 1941 года возникли перебои с металлом и в Казани была сконструирована деревянная хвостовая часть, которой укомплектовали некоторые машины выпуска 1941 и 1942 годов.

ПЕ-2 - оружие победы готовили в Казани

Серийные Пе-2 были оснащены моторами М-105Р взлетной мощностью 1100 л.с. с приводными центробежными нагнетателями и винтами изменяемого шага ВИШ-61П. Радиаторы двигателей (моторы имели водяное охлаждение) располагались в крыле, слева и справа от каждого мотора, маслорадиаторы -непосредственно под моторами. Воздух выходил из водяных радиаторов через жалюзи на верхней поверхности крыла. Моторы запускались сжатым воздухом. Топливо находилось в главном фюзеляжном баке, в двух баках в центральной части крыла и в двух баках в консолях за моторами. Все баки были протектированными и имели систему нагнетания инертного газа -охлажденных выхлопных газов от двигателей, что уменьшало возможность возникновения пожара при простреле баков в бою.

В истории ПЕ-2 есть два важных факта:

Первое: сам Петляков разбился по дороге в Москву на своем же Пе-2;

Второе: пилоты, ненавидевшие некачественные, смертельно опасные самолеты Петлякова собранные на коленке часто из табельного оружия расстреливали его памятник на Арском кладбище в Казани.

Тут сработал не только фактор ненадёжности машины. Дело в том, что к началу военных действий ПЕ-2 был еще плохо освоен летчиками. Здесь сыграли свою роль и сравнительная сложность самолета, и принципиально новая для советских летчиков тактика бомбометания с пикирования, и отсутствие «спарок» с двойным управлением, и конструктивные дефекты, в частности недостаточная амортизация шасси и плохая герметизация фюзеляжа, увеличивавшая пожароопасность. Впоследствии также отмечалось, что взлет и посадка на Пе-2 значительно сложнее, чем на отечественных СБ или ДБ-3, или американском Дуглас А-20 «Бостон». Кроме того, малоопытным был летный состав быстро растущих Советских ВВС. Например, в Ленинградском округе более половины летного состава окончило авиационные училища осенью 1940 г. и имело .совсем немного часов налета.

ПЕ-2 - оружие победы готовили в Казани

Несмотря на перечисленные трудности, части, вооруженные Пе-2, успешно сражались уже в первые месяцы Великой Отечественной войны.

Тем не менее ,факт остаётся — дорогу из Казани на фронт летчики считали дорогой смерти, усеянной трупами не долетевших до войны пилотов.

В 1944 году Пе-2 участвовали практически во всех крупных наступательных операциях Советской Армии. В феврале 9 Пе-2 прямыми попаданиями разрушили мост через Днепр у Рогачёва. Прижатые к берегу немцы были уничтожены советскими войсками. В начале Корсунь-Шевченковской операции 202-я авиадивизия нанесла мощные удары по аэродромам в Умани и Христиновке. В марте 1944 года Пе-2 36-го полка разрушили немецкие переправы на реке Днестр. Очень эффективными оказались пикировщики и в горных условиях Карпат. В авиационной подготовке перед наступлением в Белоруссии участвовало 548 Пе-2. 29 июня 1944 года Пе-2 разрушили мост через Березину — единственный выход из белорусского «котла».

Выпуск Пе-2 прекратился зимой 1945 -1946 годов. Всего было построено 11 247 Пе-2  всех модификаций — больше , чем любых других советских бомбардировщиков. Для сравнения ДБ-3 и Ил-4 всех модификаций было выпущено 6784, Ту-2 -2527, причем большая часть Ту-2 -в послевоенный период. После окончания войны Пе-2 быстро сняли с вооружения советской авиации и заменили более совершенными Ту-2.

P.S Самолет Пе-2 вживую можно увидеть в Парке победы.

Источник: авиационная энциклопедия
Фото: militarytechnics.ru airwar.ru arzak.ru

Comment section

Добавить комментарий

Войти: