«Tatarile» приближается к цели

Раил Гатауллин
Раил Гатауллин, руководитель групп разработчиков «Татар Иле» в интервью «Первому
Казанскому» рассказал о том, почему сотрудничество с ВКТ оказалось неудачным.

Раил Гатауллин, руководитель групп разработчиков «Татар Иле» в интервью «Первому Казанскому» рассказал о том, почему сотрудничество с ВКТ оказалось неудачным.

Как давно вам в голову пришла идея создания социальной сети на татарском языке?

Идея пришла давно и не мне одному. С момента появления первых социальных сетей нам захотелось сделать что-то подобное на татарском языке. Правда, проблем было много — с кодировкой, со шрифтами, с раскладкой на клавиатуре, была нехватка самих ресурсов на татарском языке. Эту идею нельзя была реализовать, работая врозь. Поэтому в 2009 году я собрал нескольких татарских программистов и владельцев татароязычных медиаресурсов.

Но с реализацией возникли трудности уже тогда?

Да, тогда идею реализовать не удалось, ТГГПУ распался, это и было основной причиной. К задуманному я вернулся уже в начале 2011 года. Заново собрались специалисты, заново сформировали концепцию социальной сети.

«Tatarile» приближается к цели

То есть это было некое расширение проекта Belem.ru, над которым вы работали: добавление в энциклопедию ещё и социальной составляющей — общение между пользователями?

Не совсем. Проект belem.ru — это образовательный портал, реализованный после конференции учителей татарского языка и литературы в 2006 году. Проект удался, портал стал востребованным, на сегодняшний день ежедневно портал посещает около 1000 пользователей, учителя повышают свою квалификацию. Но частично вы правы, веб-каталог «Татар иле» базировался именно на Belem.ru.

Не могу не спросить про финансовую составляющую. Ведь для создания сайта нужны средства, а услуги веб-дизайнера, программиста, оплата домена стоят недёшево. Кто был спонсором тогда ещё только начинающего проекта «Татар иле»?

Многие крупные и долговечные проекты построены силами энтузиастов. Планировалось также создание Некоммерческой организации «Фонд развития Татнета», которому были готовы помочь ряд татарских меценатов. Проект должен был стать коммерческим стартапом. Были выполнены все расчеты, подготовлен проект бизнес-плана. Сейчас даже сожалею, что не пошел именно по этому пути.

А другой путь, который вы в итоге и выбрали — это предложение ВКТ и, в частности, Ирека Шарипова по сотрудничеству, я правильно понимаю? На какой стадии тогда находился проект, и стало ли это сотрудничество неким переломным моментом?

Проделана была как идеологическая составляющая, так и структура интернет-проекта: подготовлены шаблоны, макеты. Обговорено сотрудничество с некоторыми организациями и специалистами. Но сотрудничество с ВКТ действительно было неким переломным моментом. С одной стороны, все уже было готово для начала работ на программно-техническом уровне, но, с другой стороны, мы могли внести большую лепту для укрепления значимости Конгресса татар, повысить его роль в обществе. Мы знали, что будет тяжелее, чем запланировано, но пошли на это. Я и сейчас поддерживаю мероприятия, организуемые Конгрессом татар. Дело даже не в идеологии. Дело в профессионализме. К сожалению, Конгресс татар не имеет специалистов в этой области. Не было понимания, что будет на выходе. Конгресс татар и сегодня представляет «Татар иле» порталом. Это социальная сеть с начальным базовым наполнением полезного контента, информации и ресурсов, имеющих ценность для татарского народа.

То есть идеи команды «Белем» и идеи ВКТ разошлись. Тогда непонятно, при таком различии идей по поводу проекта, какую лепту внёс ВКТ в развитие «Татар иле»? Кроме привлечения финансов, естественно

В проект вложилось Правительство Республики Татарстан во главе с Президентом и Премьер-министром. А фонд Всемирного конгресса татар получил финансирование в форме субсидии и должен был просто правильно распоряжаться выделенным финансированием. Некоторые сотрудники, точнее, двое референтов помогли с заполнением раздела Веб-каталог. Насколько знаю, им так и не было оплачено за их труд. К сожалению, не владею финансовой информацией, меня старались не подпускать к этой информации, несмотря на то, что вначале все основные расчеты по созданию проекта проходило через меня.

Касаемо выделенных средств. Вы в своём открытом письме написали, что некоторые члены ВКТ (в частности Р.Закиров, Дамир Гисмутдинов) открытым текстом заявили, что часть выделенных денег они хотят присвоить себе. Например, цитата Дамира Гисмутдинова «Раиль, денежки поступили, когда начнем распиливать?». Такое отношение к средствам, правда имело место?

Знаете, где-то это было полушутя, как в случае Дамира Гисмутдинова, где-то смотря прямо в глаза. Но здесь дело даже не в этом. Здесь дело опять-таки в непрофессиональности. Специалист, который реально оценивает весь объем запланированных работ не смог бы даже предположить возможность распиливания денег. Если бы это дело поручить другой команде, которым чужда татарская культура, татарские традиции, татарский дух, они бы оценили объем работ не менее чем 30-50 млн. рублей. Сейчас пользователи видят не всю проделанную работу. Например, работа юридического характера – по авторскому праву.

По поводу совсем недавних событий – антикоррупционной проверки «Tatar ile». Вы считаете её объективной? Согласны с её результатами?

Возможно, она несколько субъективна. Кому-то, наверное, она даже и на руку. Такое ощущение, что проект не сделал ничего. Давайте я вам перечислю. В рамках проекта «Татар иле» размещены уже 2 тома татарской энциклопедии, работает татарская версия ВКонтакте, открыты для чтения более 300 татарских книг, размещена информация о более 1,5 тысяч татарских личностей, на днях будет презентован первый смартфон с локализованной на татарский язык Андроид (4.0), в начале февраля запустится доступная для всех система онлайн обучения татарскому языку, а через несколько месяцев запустится и сама социальная сеть. Разве мало сделано? Раздел «Аралашу» («Общение») — основной раздел социальной сети, доступен после регистрации. Общение в сети осуществляется на татарском языке. Ресурс позволяет создавать и наполнять свой профиль, дружить, вступать в группы и создавать их, общаться и вести личную переписку. Раздел «Татар теле» («Татарский язык») — система онлайн-обучения татарскому языку. Потенциальный конкурент «Ана теле». Правда, доступен пока только первый уровень обучения из четырех.

Ильнур Шарафиев

Фото: https://www.azatliq.org

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *