Рассматриваем дореволюционную фотографию улицы Чернышевского.
Рассматриваем дореволюционную фотографию улицы Чернышевского. Ту самую, которая именовалась при советской власти как Пионерская, а еще ранее звалась Гостинодворской, в честь гостиного двора, у которого она собственно и начиналась. Сейчас тут конечно все не так.
Итак, перекресток двух дореволюционных улиц Большой Проломной и Гостинодворской. С левой стороны видно часть дома 38/17, рухнувшего несколько лет назад среди бела дня вследствие своей ветхости. Казанцы, прожившие в городе более двадцати лет прекрасно помнят его по знаменитому магазину «Кристалл» и по сберкассе. Тут следует сделать небольшую оговорку. Дом этот известен не сам по себе, а в составе домовладения, в которое входили сразу несколько зданий. В позапрошлом веке так было принято.
Всё это хозяйство раньше принадлежало очень богатому купцу Измаилу Апакову, а затем перешло к купцу Петру Лисицину, о чем напоминали литерные буквы «ИПЛ» над входом в разрушенный советский «Кристалл».
Этот дом, а вернее — дома, были заполнены всевозможными ремесленниками: здесь были прачечные, красильные, обувные, перчаточные, чулочные и шапочные мастерские. В этом районе раньше жило много евреев, собиравшихся на частных «конспиративных» квартирах для богослужений после закрытия синагоги в 1929 году.
Раввины, решавшиеся проводившие такие богослужения, назывались «тайными», а улица Чернышевского одно время при Советах звалась Пионерской — именно поэтому «тайный раввин», проживавший в этом доме, носил странное для непосвященного прозвище «пионерский раввин». Долгое время в этом доме также находилось так называемое «первое производство» винзавода «Азервинтреста», дирекция же завода размещалась в здании напротив.
На снимке, напротив упомянутого дома, мы видим столь же обширное домовладение, состоявшее уже из трёх зданий. Углового и следующих за ним по Гостинодворской двух- и трёхэтажного. Они хорошо видны на открытке. Всё домовладение принадлежало одному казанскому купцу Василию Ивановичу Заусайлову, купцу, что называется, «нового поколения» — имевшего университетское образование, склонного к археологическим исследованиям и коллекционированию.
Главным делом жизни Василия Заусайлова был банк, а точнее «банковский дом «А.А. Печенкина и Ко». Под его руководством дело прошло огромный путь от меняльной лавки до банка с отделениями в крупнейших городах Российской Империи».
В глазах большинства обывателей эта фирма представляла «из себя большое банкирское дело с хорошо известным среди торгового мира именем». В течение 32 лет «А.А. Печенкина и К » занималась банкирской деятельностью и «по чесноку» была самым солидным заведением в России. Однако в августе 1904 г. стало известно о банкротстве этого банкирского дома. Весть о его крахе поразила многих современников своей неожиданностью и невероятностью. Скандал, что называется, сделался грандиозным…
Некоторое время в этом доме был еще и ломбард. Здесь писарем работал молодой Фёдор Шаляпин. Также здесь располагалась «Большая Сибирская гостиница» и магазин Агафона Афанасьева. Ближе к нашим дням на месте магазина было Ателье №1 и управление винодельческого завода Азвинтреста, выпускавшего приснопамятные «Акстафу» и «Гара Чанах».
И несколько пара слов о трамвае. На открытке трамвай Волго-Проломной линии, соединявшей Суконную слободу с волжскими пристанями за Адмиралтейской слободой. На электрическую тягу эта линия перешла 31 августа 1900 года.
Александр Соколов
Фото: 4fot.ru
Comment section