Автомобили и Казань — несовместимы

Парадоксально, но факт — качество жизни города зависит от количества в нем автомобилей. Причем зависимость эта обратная.

Парадоксально, но факт — качество жизни города зависит от количества в нем автомобилей. Причем зависимость эта обратная — как выяснили американские учёные. Результаты исследования, которые применимы и к Казани в том числе, опубликовал в своём блоге казанский исследователь, инженер КФУ Тимур Ямашев.

«Автомобили и успешные города в корне несовместимы» — под таким заголовком вышла статья в журнале The Atlantic Cities. Группа исследователей из университета Коннектикута решила посмотреть, как повлияла автомобилизация на экономику городов в США. Сначала они отметили, что не все города Америки поддались бурному строительству парковок и хайвеев. Те же города, которые поддались, сейчас выглядят так, как, к примеру, Хартфорд, в котором паркинги занимают 20% площади центра:

Автомобили и Казань — несовместимы

Исследователи отметили, что города без массовых парковок оказываются куда плотнее. Вот на графике показана зависимость плотности населения от доли жителей, пользующихся автомобилем:

Автомобили и Казань — несовместимы

Получается, что чем выше доля автомобилистов, тем «рыхлее» становится город. А это прямое увеличение затрат на содержание инфраструктуры и разрыв связей в обществе, отмечается в исследовании. Ученые полагают, что паркинги стеной вырастают между офисами, а бо́льшие расстояния становятся преградой для общения. В то же самое время, в условиях современной постиндустриальной экономики, человеческие связи и общение — это ключевой компонент создания новых продуктов и услуг.

Для того, чтобы наглядно продемонстрировать сделанное открытие, американские учёные сравнили сопоставимые по населению города штата разделив их на 2 группы по приросту числа паркингов с 1960 года. Таким образом в первой группе оказались Нью-Хэвэн, Хартфорд и Лоуэлл, которые активно строили парковки все 40 лет. Вторая группа — Кембридж, Арлингтон и Беркли — хуже строили парковки до 80-х, а потом почти перестали. Изменения уровня жизни людей, населяющих эти города, как говорится — налицо.

Выяснилось, что в первой «про-автомобильной группе» выросло число ездящих на автомобиле, зато численность населения и его средний доход упали. То есть они стали вымирать и беднеть. Вторая группа, условно «анти-автомобильная», почти не изменилась числом автомобилистов и даже чуть-чуть снизилась по числу внутригородских поездок. Зато население этих городов выросло, а рост доходов населения даже не поместился в график. Как видим, стоило некоторым городам замедлить автомобилизацию, и они сразу выделились на общем фоне.

Автомобили и Казань — несовместимы

При чём здесь Казань, спросите вы?

Очень даже причём, как оказалось. По мнению Тимура Ямашева, стратегия развития РТ до 2030 года предполагает политику экстенсивного развития территорий без качественного её освоения. «Очень много факторов толкают их к этому: постоянные реплики о бескрайних просторах России и опыт развитых южных стран, — пишет он в своём блоге. — Но нельзя просто так переносить примеры из Малайзии или Калифорнии на наш климат. Наши города не должны расползаться по большой территории, когда полгода надо чистить снег, а ещё полгода латать трескающийся от переходов через 0°С асфальт. Мне очень понравился Грицких Владимир Иванович — депутат Госсовета РТ и один из руководителей стратегии «Татарстан-2030». Он прямо заявил, что мы слишком распыляемся. Не нужно строить в полях всяческие иннополисы и смарт-сити с айти-университетами, нужно развивать и обеспечивать качество жизни большинству людей в существующих городах. Я полностью согласен с ним».

Тем временем власти, даже признав бесполезность своих попыток уменьшить транспортную напряженность в городе путем строительства развязок, не меняют направление движения. Так, на февральском на заседании Комитета Госсовета РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству, его председатель Марат Галеев признал, что во время Универсады дороги всё-таки будут перекрывать: «Пропускная способность дорог не позволяет реализовать требования FISU, и поэтому такая оговорка нужна, тут сомнений быть не должно. Однако необходимо иметь в виду, что закрывать дороги можно будет только для того, чтобы спортсмены проехали к месту». Соответственно, обещания мэра Казани Ильсура Метшина обеспечить жителям город без пробок так и остались обещаниями. Как сообщалось в прошлом году на сайте мэрии: к Универсиаде в Казани будет достойная транспортная схема, — уверен Ильсур Метшин. «Казани необходимо создать достойную транспортную схему: без пробок, с хорошими развязками и пешеходными переходами», — отметил глава города.

Ну а пока власти тщетно продолжают мартышкин труд строительства дорог, развязок и паркингов, количество автомобилей неумолимо растет. С 2006 года в городе число их увеличилось с 203 тысяч до 315 тысяч. «По автомобилизации на семью мы обогнали Лондон, — пишет Ямашев. — Остальные европейские столицы также не за горами. А вот по общественному транспорту совсем другие тенденции. Для сравнения: на одного жителя Лондона приходится 416 поездок в год, Вены — 580, Праги — 671. но это еще не всё. Согласно планам, к 2018 году власти хотят потратить ещё 30 миллиардов на новые дороги и путепроводы». Наверное для того, чтобы к ЧМ по футболу ещё больше увязнуть в пробках и снова позорно перекрывать дороги на время мероприятия.

«Автомобилизация действительно негативно повлияла на качество жизни в Казани, — прокомментировал корреспонденту портала «Первый Казанский» инженер КФУ Тимур Ямашев. — Если в 2000-е Казань входила в топ-300 всемирного рейтинга Mercer по качеству жизни, то теперь вылетела. Причём уровень жизни и экономики в Казани вырос, значит, остальные параметры ухудшились. А остальные параметры — это как раз экология, транспортная доступность, медицина. Всё это становится хуже, причём во многом из-за автомобилизации, создающей пробки и загрязнение». По мнению казанского исследователя, если посмотреть на отчёты минэкологии, то в Казани каждый год загрязнение среды от автомобилей и автобусов растёт, и уже давно превысило промышленное. Это всё негативно отражается на здоровье: в Казани растёт детская раковая смертность, которая во многом обусловлена грязным воздухом, которым дышат матери.

«Я считаю, что необходимо снижать пользование автомобилем и автобусом в пользу электротранспорта, — резюмирует он. — Делать велодорожки и комфортные тротуары, чтобы горожане могли частично заместить транспорт пешими прогулками. Не пора ли нам начать уже заботиться о Казани»?

Александр Данилов

Фото Тимура Ямашева, Алексея Машутикова

Понравился материал? Поделись в соцсетях
0 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite