«По правде говоря, у нас сегодня в религиозном направлении отмечается кризис»

В Казани продолжается V Всероссийский форум татарских религиозных деятелей

В Казани продолжается Всероссийский форум татарских религиозных деятелей. На одном из его секционных заседаний священнослужители обсудили тему социальной роли имамов и функциональную полезность мечетей для общества. Мусульмане должны озаботиться не количеством новых мечетей, а их наполняемостью верующими и выполнением религиозных и социальнополезных функций, пришли к выводу участники дискуссии. Это можно сделать только если священнослужители будут служить всему обществу

Роль имамов в обществе обсуждали участники секционного заседания «Социальное служение в исламе», которое прошло в рамках V Всероссийского форума татарских религиозных деятелей «Национальная самобытность и религия». Накануне актовом зале Академии наук РТ собрались около 50 имамов из разных районов Татарстана и регионов России.

«Религия сама по себе не может существовать в вакууме, она существует в тесной связке с обществом. Братья по вере всегда приносили какую-либо пользу обществу. И общество это всегда замечало», — начал дискуссию Рустам Батров, 1-й заместитель муфтия Татарстана. В качестве примера он приводит деятельность дореволюционных татарских имамов и богословов, которые в своих мечетях давали бесплатное начальное образование, правовые консультации и даже оказывали медицинскую помощь. Поэтому народ, продолжает Батров, всегда видел благие дела имамов в мечетях и приобщался к религии, поддерживал подаяниями хозяйственную жизнь мечетей. Сегодня же всё обстоит иначе, считает священнослужитель.
«По правде говоря, у нас сегодня в религиозном направлении отмечается кризис»
Если спросить простого человека зачем ему имам, то он скажет, что он нужен ему только тогда, когда рождается ребёнок, когда нужно похоронить родственника или когда нужно прочитать никах, сетует Батров. По его словам, конечно же, можно сегодня любому имаму пойти в народ и рассказать всем людям, насколько они грешны. Пожаловаться, что никто не даёт садака (добровольная милостыня —KazanFirst) и закят (обязательный налог, один из столпов в исламе- KazanFirst).

 «Но мы-то с вами, что полезного сделали для общества?», — вопрошает у присутствующих в зале Батров.

«По правде говоря, у нас сегодня в религиозном направлении отмечается кризис», — признаётся он. По словам Батрова, сейчас многие мечети в Татарстане и за его пределами не могут в оплачивать коммунальные расходы, большинство татар не посещают мечети, отказываются от ислама, от религиозного образа жизни. А если среди них кто-то и посещает мечети, то делает это раз в год по большим мусульманским праздникам — это повседневной связью с исламом сложно назвать, делает вывод Батров.
«По правде говоря, у нас сегодня в религиозном направлении отмечается кризис» Единственную возможность решить эту проблему он видит в «социальном служении имамов». В качестве примера он привёл прошлогоднюю благотворительную акцию в Рамазан. Тогда мусульманские волонтёры в посёлке Дербышки организовали бесплатные обеды для бедных, провели для детей-инвалидов и сирот спектакли и конкурсы. Батров напомнил имамам, что Рамазан — это не только месяц Ураза-байрама, Курбан-байрама и чтения намазов, но и «Изге гамаль ае» (месяц добрых дел).

Сегодня в Татарстане около полторы тысячи мечетей, из них более 60 — в Казани. Однако этим цифрам не стоит радоваться, так как функциональная полезность и наполняемость людьми некоторых из них стоит под вопросом, — продолжил дискуссию Ильдар Баязитов, имам мечети Ярдэм. По его словам, большинство мечетей построены в деревнях, однако многие из них открываются только по большим мусульманским праздникам; а в лучшем случае — для пятничных молитв: «Можно ли вообще их называть мечетями?».

Он говорит, что среди меценатов стало модным строить мечети, однако мало кто из них закладывает в свои пожертвования стоимость хозяйственно-бытового содержания мечети. Поэтому, продолжает Баязитов, перед мусульманами должен стать главным не количественный вопрос мечетей, а их практическая применимость и функциональность.
«По правде говоря, у нас сегодня в религиозном направлении отмечается кризис» «У мечетей должны быть возможность ведения небольшого предпринимательского дела: давать земли под небольшие автостоянки, площади для магазинов, открывать и развивать типографии и издательства», — уверен Баязитов. Таким образом, люди начнут видеть, какую пользу приносят обществу мечети. Однако основную пользу имамы всё же должны приносить социальными благотворительными проектами, говорит Баязитов.

Он считает, что сегодня было бы уместным создать фонд «Социального служения ислама».

«Фонд занимался бы через систему грантов и финансовых поощрений поддержкой социальных проектов мечетей», — рассуждает Баязитов. Тем самым, социальная активность имамов подняла бы авторитет исламского вероучения, что, по сути, является эффективной профилактикой исламофобии. 

Ильнур Ярхамов

Ранее по теме:

Пятый всероссийский форум татарских религиозных деятелей открывается сегодня в Казани;

Похожее по теме:

Почему нельзя сравнивать количество мечетей и храмов в Татарстане;

 

 

 

Понравился материал? Поделись в соцсетях
0 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite