Наталья Итрын — Казань
«Покупайте, пока не подорожала, — сказала мне приветливая продавщица мехового магазина, увидев меня возле модной шубы. — Как “чипы” в шубы вставят, сразу процентов на 10-20 дороже будет».
C 12 августа на все меховые изделия, реализуемые в странах Евразийского экономического союза, должны маркироваться. Соответствующее постановление подписано премьер-министром России Дмитрием Медведевым.
Маркировать шубы, шапки, дубленки и прочие творения скорняков теперь будут тремя способами: вешать, вшивать или наклеивать специальную этикетку с кодом, который должен хранить в себе всю информацию об изделии — страна и завод-производитель, наименование меха и так далее.
Изготавливать этикетки для меховых изделий в России доверили «Гознаку» — российские производители и продавцы уже заказали более 1,6 млн этикеток. С 1 апреля более 900 компаний со всей страны добровольно в тестовом режиме заказали и познакомились с принципом работы маркировки.
Изготавливать этикетки для меховых изделий в России доверили «Гознаку» | Фото: plusworld.ru
Для начала производителю или продавцу необходимо зарегистрироваться в информационной системе «Маркировка», после чего он имеет возможность заключать договор на изготовление этикеток с «Гознаком». Механизм простой, однако трудность для продавцов и производителей кроется в том, что заявление об изготовлении и о выдаче этикеток проходит процедуру одобрения со стороны федеральной налоговой службы, которая выступает оператором системы «Маркировка».
Это означает, что многие фабрики-производители, в том числе и заграничные, уже не смогут продавать меховым салонам шубы в розницу, что позволяло избегать уплаты некоторых налогов. Теперь все процессы купли-продажи меха, чтобы пройти маркировку, должны оформляться только между юридическими лицами.
Продавец шуб, закупивший их у поставщика в розницу, также не сможет получить на них маркировку, так как не имеет на руках всех необходимых документов.
Такое ужесточение контроля приведет к тому, что многие продавцы меха покинут рынок, уверена руководитель одного из казанских меховых салонов. По ее мнению, из-за нововведения стоимость шуб существенно возрастет, что негативно скажется на потребительском спросе — мех попросту станут меньше покупать.
Из-за нововведения стоимость шуб существенно возрастет | Фото: vecherka-spb.ru
Зато при наличии маркировки покупатели могут быть уверены, что получают качественный и легальный товар с полной и подробной историей, считает глава минпромторга России Денис Мантуров, его слова приводит «Комсомольская правда».
«По данным экспертов, рынок меховых изделий в России составляет около $3 млрд. 90% его приходится на импорт. Исходя из оценки масштабов нелегального ввоза, ежегодно недобросовестные импортеры и продавцы не доплачивают в бюджет более $200 млн», — заявляет Мантуров.
По его мнению, маркировка меха позволит не только избавиться от нелегального ввоза из-за рубежа, но и убрать с рынка тех, кто выдает кролика за песца: «Нелегальная продукция не проходит в системе должную проверку на безопасность. В их производстве могут использоваться дешевые и вредные химические средства для выделки и окраски шкурок, сами шубы оказываются низкого качества из перетянутых шкур, с прореженным мехом».
Для считывания кода с этикеток в магазинах должно быть установлено стационарное оборудование со специально разработанным программным обеспечением, рассказывает представитель компании «ККМ-Сервис», занимающийся продажей такого оборудования. Также это можно сделать, считав при помощи мобильного телефона с этикетки QR-код или ввести номер кода на сайте федеральной налоговой службы.
Стационарное оборудование обойдется магазинам в среднем в 35 000 рублей. Цена одной этикетки зависит от ее вида: для вшивных и клеевых — 15 рублей, для навесных — 22 рубля. За доставку этикеток магазину или производителю также придется заплатить.
При наличии маркировки покупатели могут быть уверены, что получают качественный товар | Фото: uralinform.ru
«Гознак» обещает изготавливать этикетки в течении 5 рабочих дней. Для товаров, которые были введены в оборот до 12 августа 2016 года, маркировка осуществляется по упрощенной схеме в течение 45 рабочих дней.
По словам представителя «ККМ-Сервиса», в Казани прошли процедуру маркировки пока самые крупные игроки рынка, в первую очередь те, кто имеет собственное производство, а значит и полный пакет необходимых на изделия документов. Мелкие меховые салоны, по его мнению, из-за плохой информационной работы налоговой службы с предпринимателями пока пребывают в смятении и занимают выжидательную позицию.
«В законе говорится одно, в налоговой нам говорят совсем другое, не знаем, кого слушать», — говорит руководитель мехового салона. Дело в том, что, несмотря на введенный запрет торговли непромаркированными изделиями с 12 августа, многие магазины продолжают работать в прежнем режиме.
«Мне в налоговой сказали, что штрафовать начнут приблизительно с октября, они сами там точных дат не знают», — говорит представитель «ККМ-Сервиса».
За реализацию непромаркированных шуб и дубленок предусмотрена административная и уголовная ответственность — вплоть до 6 лет лишения свободы.
Контроль над оборотом меховых изделий будет осуществляться сотрудниками Роспотребнадзора, федеральной таможенной службы и федеральной налоговой службы.
________________________________________
Соглашение между стран ЕАЭС о реализации в 2015 – 2016 годах пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха», подписанного в городе Гродно 8 сентября 2015 года. Маркировка меховых изделий обязательна для всех участников оборота товаров по этой товарной позиции, включая производителей, импортеров, оптовых и розничных продавцов, комиссионеров и иных участников мехового рынка
________________________________________
Comment section