Зачем Татарстан тратит миллиарды на пропаганду

KazanFirst о том, кто и как формирует информационную повестку в республике

Ежегодно власти тратят большие деньги на создание позитивной картины дня, поддержание собственного имиджа и пропаганду традиционных ценностей. Волею чиновников информационная политика порой принимает весьма изощренные формы. Татарстан относится к числу регионов, уделяющих собственному позиционированию особое внимание. Кто и как формирует информационную повестку – разбирался KazanFirst

Способов донести до населения нужную, по его мнению, информацию у государства великое множество. Практика показывает, что в выборе формы информационной кампании чиновники ограничены только собственным воображением. Кампании эти могут отличаться и по целеполаганию, из-за чего иногда случаются казусы. Наверное, самый громкий из них произошел в декабре прошлого года с участием губернатора Сахалинской области Александра Хорошавина. В прессе тогда появились сообщения, что Хорошавин намерен потратить 680 млн рублей бюджетных денег на улучшение собственного имиджа. Президент Владимир Путин, вскоре узнав об этом, был, мягко говоря, удивлен: «Хоть бы по другой статье провели какой-то». После этого пресс-служба губернатора, конечно, выступила с опровержением, заявив, что деньги идут не на имидж Хорошавина, а на содержание региональных газет.

Зачем Татарстан тратит миллиарды на пропаганду

Татарстан относится к числу регионов, уделяющих позиционированию особое внимание. Если сверять параметры региональных бюджетов, получается, что по количеству расходов на государственные СМИ республика в 2013 году была третьей, уступив только Московской области и Ямало-Ненецкому автономному округу. В прошлом году в республиканском бюджете на статью «средства массовой информации» отводился 1 млрд рублей. В 2014 году – уже 1,1 млрд, видимо, с поправкой на инфляцию.

«Я не понимаю, почему на пропаганду в Татарстане тратятся такие большие суммы. Если это делается только для того, чтобы погасить протестный потенциал населения, то это тупиковый путь», — говорит доцент кафедры социологии Казанского федерального университета Искандер Ясавеев. Чтобы население было лояльным, власти в первую очередь должны озаботиться решением реальных проблем, считает он. Люди каждый день находятся в своей жизненной реальности, и те контрастные позитивные образы, которые доносятся через госсми, могут ещё больше их разозлить, уверен Ясавеев.  

Способов ведения информационных кампаний в республике, как и везде, предостаточно. Здесь, правда, нужно предостеречь читателя: дальше придется отличать пропаганду в ее классическом понимании и разного рода агитацию. И то и другое в Татарстане в ходу.

Зачем Татарстан тратит миллиарды на пропаганду
Искандер Ясавеев, доцент кафедры социологии КФУ

У республиканских властей есть проверенный и вполне легальный способ доносить информацию. Речь идет о подконтрольном правительству медиахолдинге «Татмедиа», объединяющем 23 телекомпании, 13 радиостанций, 99 газет, 17 журналов и 93 электронных издания.

Основная задача «Татмедиа» — управлять медиаактивами, однако холдинг нередко выступает в другой роли – заказчика агитационных материалов. Как правило, это журналы, аудио-и видеоматериалы по профилактике наркомании, борьбе с преступностью, и т.д.

Судя по размещенным тендерам, всего за прошлый год холдинг потратил на подобную агитацию 946 762 рубля. С начала 2014 года «Татмедиа» успел провести три подобных тендера. По итогам торгов их совокупная стоимость составила 797 600 рублей.

Для примера, 3 апреля холдинг объявил аукцион на создание 24 социальных видеороликов. Тематика – профилактика подростковой преступности, «ограничение пребывания несовершеннолетних на улице» и «ответственность родителей за воспитание детей». За это он готов был заплатить 300 000 рублей. 

Заказчиком контента выступает не только «Татмедиа», но и некоторые татарстанские министерства. 11 апреля минэкономики разместило заказ на создание и трансляцию цикла телепередач, на что собиралось потратить 3,4 млн рублей. Концепция их заключалась в позиционировании достижений республики в развитии науки и высоких технологий. Передачи, по замыслу чиновников, должны были сформировать позитивный имидж татарстанского предпринимателя, привлечь интерес к профессиям финансово-экономического блока, и посветить население в суть работы госорганов. Тендер, почти не понизив стоимость, выиграла телерадиокомпания «Татарстан-Новый век» (ТНВ), контролируемая крупнейшей непубличной компанией России – ОАО «Таиф». 

Встречались в Татарстане и более хрестоматийные примеры пропаганды. В апреле министерство строительства, архитектуры и ЖКХ готово было потратить 3 млн рублей на покупку лояльности населения. Минстрой собирался заказывать редакциям СМИ публикацию тематических материалов. Список целевых изданий чиновники составляли сами. Кампания преследовала несколько целей: снизить социальную напряженность, вызванную ростом тарифов ЖКХ, повысить рейтинг руководства республики, а также повлиять на результаты соцопросов об удовлетворенности населения оказываемыми услугами.

Зачем Татарстан тратит миллиарды на пропаганду

По завершении кампании у людей должно было сложиться «понимание того, что государство добросовестно исполняет социальные обязательства», а «социальные проблемы граждан являются для органов власти первоочередными».

К помощи пропаганды обращаются и люди, ответственные за религиозный блок. Недавно Духовное управление мусульман подготовило серию видеороликов о месяце Рамадан. В них рассказывалось о «социальном служении имамов», иными словами о том, что религиозные деятели должны уделять внимание социальным проблемам: наркомании, алкоголизму, беспризорничеству и абортам. По словам 1-го заместителя муфтия Рустама Батрова, программы должны были решить проблемы мусульманской общины.

Террористические акты летом 2012 года – покушение на муфтия Илдуса Файзова и убийство его зама Валиуллы Якупова, а также вброс о якобы существующих «шариатских патрулях» в селе Базарные Матаки серьезно ударил по имиджу Татарстана. «Этноконфессиональный имидж должен поддерживаться, но если реальная обстановка не соответствует имиджу, то сам имидж ничего не стоит», — рассуждает Батров. В ситуации, когда некие враждебные сили искусственно нагнетают обстановку , нужно уделять пристальное внимание позиционированию Татарстана в СМИ, уверен Батров. К тому же, этнорелигиозный аспект значим при поиске бизнес-партнеров на Востоке.

Артем Малютин, Ильнур Ярхамов

Понравился материал? Поделись в соцсетях
2 КОММЕНТАРИЯ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Матвей
Чуваки, начали за здравие, закончили за упокой. Статью к концу слили вообще, хотя мог бы получиться интересный материал. Смешали пропаганду и соцрекламу, вообще ее никак не разделив. Какой ужас! Они тратят наши с вами деньги на профилактику подростковой преступности! Зачем вообще нужно было делать ремарку «предостеречь читателя», если в итоге из материала получилось этакое «пюре из-под блендера»? В общем, господа Малютин и Ярхамов, поздравляю! Интересную задумку вы успешно запороли.
0
0
Ответить

Ольга
Присоединяюсь к Матвею. Замах на рубль, удар на копейку.
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite