Муфтият Татарстана реформирует систему религиозного образования в мечетях по заветам убитого Валиуллы Якупова

Реформа сводится к жёсткой централизации и введению единых стандартов образования, учебников и методичек для духовных преподавателей и их аттестация

Ильнур Ярхамов — Казань

На протяжении двух дней (28 и 29 сентября) в Казани проходит конференция преподавателей мусульманских образовательных организаций. Имамы, шакирды и другие служащие почти полутысячи мечетей Татарстана вместе с зарубежными богословами и исламскими учеными в первый день обсуждали начальное и среднее образование. 29 сентября — вопросы и проблемы высшего образования.

«Наш министр образования»

О реформах примечетских курсов в системе мусульманского образования в Татарстане рассказывал начальник отдела и образования Духовного управления мусульман РТ Айдар Карибуллин. На форуме иерархи муфтията между собой называли его дружелюбно «наш министр образования».

Карибуллин говорит, что сейчас в Татарстане проходит аттестация исламских преподавателей при мечетях. Около трети из 1350 преподавателей мечетей и 97 из медресе не соответствуют образовательным требованиям.  «В основном аттестующиеся ошибаются в вопросах истории ислама, вероучения и поклонения. Они совершают ошибки от незнания, но не от заблуждения», — говорит Карибуллин. Кто не пройдет аттестацию, будут направлены на курсы  повышения квалификации.

«Никто их увольнять из мечетей не будет, они к нам приходят не работать, а на энтузиазме», — говорит он. В то же время он сообщает, что каждый преподаватель обязан пройти аттестацию, и отказ по каким-либо причинам не предусмотрен.

Сейчас в республике учебные курсы могут предложить более 600 мечетей из около полутысячи, что зарегистрированы в Духовном управлении. Количество обучающихся на примечетских курсах «официально» достигает около 20 000 человек, а по «неофициальным» данным может быть более 30 000 человек, говорит он.

Собеседник сетует, муфтияту сейчас непросто собирать статистику и информацию, кто приходит на занятия, надо оттачивать процесс сбора данных. По его словам, когда в 90-х годах начался период религиозного возрождения у татарского народа, были построены большинство мечетей. Примерно до 2008-2010 годов у Духовного управления практически не было единой базы данных, статистики обучавшихся и отчетов преподавателей, чему они  учат. «Тогда всё было пущено на самотёк, никто ничего не знал, что творилось в мечетях», — говорил он на конференции.

Заветы Якупова

Карибуллин рассказал, что недавно ему довелось перебрать литературу по исламскому образованию. В материалах он нашел текст публичного выступления Валиуллы хазрата Якупова в 2005 году. Тогда он призывал популяризировать примечетские курсы, привести преподавание в них к единому стандарту.

«Вот прошло 11 лет и, наконец, нам удалось претворить в жизнь желание Валиуллы хазрата», — говорит Карибуллин. По его словам, программа предусмотрена для детей и ребят от 3 до 17 лет и написана на татарском языке.

________________________________________

Валиулла хазрат Якупов, татарский религиозный деятель и просветитель. В 2011-2012 годах начальник отдела образования ДУМ РТ и заместитель муфтия. Выделялся жёсткой критикой ваххабитской идеологии и крайних проявлений исламизма. Занимал пост зампредседателя экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Минюсте РФ. 

19 июля 2012 года был тяжело ранен в своем подъезде. Спустя несколько минут после покушения скончался в своей машине. Убийство следствие связало с его профессиональной деятельностью. 28 июля 2012 года Владимир Путин посмертно наградил Якупова Орденом Мужества с формулировкой «за мужество и отвагу, проявленные при исполнении гражданского долга».

________________________________________

«Да, к нам обращались люди, чтобы мы написали эту программу и на русском языке. Но татарский язык — наша принципиальная позиция», — говорит собеседник. Он рассказывает, что среди преподавателей должны найтись те, кто сможет ученику перевести задание с татарского на русский. Однако татарский язык сам исламский учитель обязан знать, утверждает он.

⇒В Казанском университете наплыв желающих изучать татарский язык. «Татарский сейчас — язык бизнеса, особенно в Средней Азии, где он стал ключевым»

Среди преподавателей в мечетях есть те, кто пришёл в ислам в 90-ые годы и сейчас уже в зрелом возрасте, в юности они учились в советских школах, где не было обучения родному для них татарскому языку. Поэтому для них комфортный язык общения — русский. «Да, есть такие люди в больших городах республики, для них нужно организовывать курсы, подтянуть их, но мы пока об этом думаем», — говорит он.

По словам собеседника, татарский язык — это второй столп, на котором держится «национальный компонент» в религиозном образовании в республике. Первый — обучение традициям татарского богословия.

Карибуллин считает, что национальный компонент в религиозном образовании — это иммунитет для верующих, чтобы они не подпадали под влияние различных сект и псевдоисламских течений. «Первыми ислам распространили арабы, в ислам вошли и их национальные традиции. Поэтому религиозное образование раньше было только калькой с арабов», — говорит он.

«Муфтият в основу учебника для начальных классов взял наш учебник “Ислам тәрбиясе”», — рассказывает составитель учебника, преподаватель медресе «Мухаммадия» и сотрудник Центра исламоведческих исследований АН РТ Камиль Валиуллин. Он заверяет, что его учебник прошел апробацию в средней школе с мусульманским уклоном «Усмания» в посёлке Северный в Казани и будет рекомендован другим мечетям и медресе. Там дети учатся все 10 классов, они вместе с другими предметами изучают ещё и мусульманские дисциплины. Сам Валиуллин — основатель школы. Сейчас там около 120 школьников.

Валиуллин рассказывает, что в его учебнике делается акцент на муджанаты — старая традиция татарского народа в виде «духовных стихов». По новой программе, заявленной Карибуллиным, в учебник в будущем будут внесены истории детства богослова Шигабутдина Марджани, сюжеты из его биографии и то, как он изучал ислам и другие татарские богословы. Стоимость одного учебника — 280-300 рублей, говорит он.

 

Понравился материал? Поделись в соцсетях
4 КОММЕНТАРИЯ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Йцукенг
Такие реформы полезны для нашей уммы. Тьфу-тьфу-тьфу, куз тимясен
0
0
Ответить

Скептик
А кто будет закупать эти учебники для мечетей? Все-таки 300 рублей х на 600 мечетей — сумма немаленькая
0
0
Ответить

Эмиль
Реформы должны быть всегда очень осторожными
0
0
Ответить

Минка
Религия это всегда хорошо.
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite