Конгресс Российского общества преподавателей русского языка и литературы в Казани оставили без политики

Президент Татарстана Рустам Минниханов призвал не политизировать проблемы с языками и обращаться за помощью к ученым-лингвистам
Президент Татарстана Рустам Минниханов призвал не политизировать проблемы с
языками и обращаться за помощью к ученым-лингвистам

Ильнур Ярхамов — Казань

Накануне в Казани открылся 5-й конгресс Российского общества преподавателей русского языка и литературы. Для властей республики это возможность заявить о своей языковой политике. Президент Татарстана Рустам Минниханов называет её «паритетной», то есть провозглашает равноправие русского и татарского языков, равномерное распределение ресурсов и внимания к ним.

Закономерно, что на открытии конгресса он предостерег участников от политизации этого вопроса. «Они [языковые проблемы] требуют тщательного анализа и выработки научно выверенных предложений», — заявил Минниханов.

На этом какое-либо обсуждение проблем в языковой политике в стране и в регионах и её перегибов закончилось. Больше никто эту тему публично не поднимал. Хотя в середине декабря 2015 года в Госсовете РТ разразились бурное обсуждение и критика разрабатываемой концепции преподавания русского языка. Республиканских депутатов и чиновников тогда возмутило положение в концепции, по которой даже в национальных школах изучение основных предметов должно вестись на русском языке. Власти республики тогда пришли к единодушному выводу, что концепция противоречит Конституции.

print_1781947_1776427Президент Татарстана Рустам Минниханов | Фото: prav.tatarstan.ru

Конгресс мог бы стать площадкой для детального разбора, почему появилась такая концепция преподавания русского языка, вызвавшая критику в Татарстане. Но ничего подобного не обсуждалось, по крайней мере, в пленарной части.

Поэтому для выступавших от имени общества преподавателей все проблемы с русским языком свелись к борьбе с жаргонизмами, иностранными заимствованиями, сокращением русских школ в странах СНГ и языковой интеграцией эмигрантов, прибывающих на заработки в Россию. В общем, конгресс действительно оказался не политизирован, а углублён в лингвистические и филологические проблемы, и отсюда — менее интересен для широкой общественности.

________________________________________

Пресс-подход президента Российского общества преподавателей русского языка и литературы Людмилы Вербицкой и Минниханова выдался крайне коротким и малосодержательным для СМИ. Вербицкой журналисты задали всего лишь один вопрос, что она думает о преподавании русского в Татарстане. «Отношение к русскому языку в Татарстане особое, бережное и трепетное», — заявила она. У президента спросили, что он думает о Дне учителя, который по времени совпал с открытием конгресса. Минниханов ответил, что в республике ценят учителей и отдают приоритет человеческому капиталу, а не финансовым или сырьевым ресурсам.

________________________________________

В своём выступлении перед участниками Минниханов назвал ряд позиций, по которым можно судить о степени внимания к языку со стороны властей региона.  Он упомянул госпрограмму «Русский язык в Татарстане», которая действует в республике более 10 лет. Также разрабатывается её очередной проект до 2020 года. Он перечислил, что в республике есть 200 школ с углублённым изучением русского языка и культуры, русский театр имени Качалова и то, что из всех фольклорных коллективов республики — 40% русские.

print_1781947_1776407Пресс-подход президента Российского общества преподавателей русского языка и литературы Людмилы Вербицкой и Минниханова выдался крайне коротким | Фото: prav.tatarstan.ru

В Татарстане, продолжал Минниханов, также выделяются средства на дополнительный час изучения родных и государственных языков по выбору родителей и детей: 72% выбирают русский. К слову, в Татарстане за татарским значится статус «родной язык», а за русским — «государственный». По словам главы республики, 75% вариативного учебного времени школы направляют на изучение русского языка.

Вербицкая большую часть выступления говорила о  лингвистических проблемах — падении культуры устной и письменной речи, неправильных ударениях и чрезмерных заимствованиях. Лишь под конец затронула проблему преподавания русского языка в национальных республиках. Но весь посыл её слов свёлся к тому, что русский язык ни в коем случае не вытесняет национальный язык, а только духовно обогащает личность, а билингвальность в республиках — это конкурентное преимущество её граждан.

Ситуация, когда в России русский язык имеет статус государственного языка, а в национальных республиках статус неродного, — ненормальна, считает зампредседателя правления фонда «Русский мир» Сергей Богданов. Об этом он рассказал KazanFirst в кулуарах.

print_1781947_177642275% вариативного учебного времени школы направляют на изучение русского языка | Фото: prav.tatarstan.ru

Богданов считает, что в России ряд национальных языков не могут выполнять роль государственного, хотя они и прописаны таковыми в законодательстве некоторых республик. «Если у языка 5% слов совпадают с русскими словами, ну как он может быть провозглашен государственным?», — вопрошает Богданов. Татарский язык, по его словам, исторически развит и может считаться государственным.

Богданов считает, что в изучении национальных языков русским населением национальных республик проблем нет: «Но это должно быть гармонично увязано с укреплением русского языка как государственного».

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *