Татарстан вошел в пятерку лидеров рейтинга налоговой политики регионов. Республика увеличивает доходы за счет своих налогоплательщиков

Регионы страдают от неравномерной федеральной налоговой политики. Эксперты призывают  дать бездотационным регионам больше свободы в этом вопросе

Дмитрий Ахмеров — Казань

Бездотационные субъекты Федерации  используют больше полномочий в сфере налоговой политики, чем дотационные, — такой вывод делают эксперты в рейтинге налоговой политики регионов PwC. Пятерка лидирующих в рейтинге субъектов (Москва, Ханты-Мансийский АО, Московская область, Башкортостан и Татарстан) набрали высокие баллы по всем оцениваемым параметрам, в том числе:

  • ввели порядок исчисления налога на имущество организаций от кадастровой стоимости по объектам недвижимости, предназначенным для размещения торговых и офисных объектов, объектов общепита и бытового обслуживания;
  • перешли к расчету налога на имущество физических лиц от кадастровой стоимости объектов;
  • установили стоимость патента для мигрантов (размер авансового платежа по НДФЛ);
  • установили высокую ставку по транспортному налогу для мощных легковых автомобилей;
  • предоставляют налоговые льготы не за счет дотаций или госдолга.

Четыре из пяти указанных субъектов (кроме Башкортостана) не получают дотаций из федерального бюджета.

⇒ Поблажка на 1 год: власти Татарстана передумали поднимать налог для владельцев торговых центров

Пятерка субъектов, набравших наименьшее количество баллов (Пермский и Красноярский края  Мурманская, Смоленская, Астраханская области), преимущественно не воспользовались большинством из описанных полномочий, установили невысокую ставку по транспортному налогу для мощных автомобилей, а также предоставляют налоговые льготы за счет дотаций или госдолга. Все указанные регионы получают существенный уровень дотаций.

klVjw3opic4

 

________________________________________

Цель исследования заключается в построении рейтинга по всем субъектам РФ по уровню использования предоставленных регионам полномочий в части налоговой политики.

________________________________________

Субъекты, имеющие возможность погашать дефицит бюджета за счет дотаций из федерального бюджета, сейчас не имеют достаточных стимулов для работы с собственной налоговой базой, собственными налогоплательщиками. Такие регионы  предпочитают решать проблемы за счет дотаций из федерального бюджета,  вместо поиска сложных решений по нахождению правильного баланса между желанием пополнить бюджет, необходимостью поддерживать экономический рост и обеспечивать социальную стабильность и конкуренцию, говорится в исследовании.

«Рейтинг показал, что полномочия регионов в налоговой политике надо увеличивать», — комментировал «Ведомостям»  работу партнер PwC, автор рейтинга Кирилл Никитин, но делать это асимметрично — только для тех, кто реально готов давать льготы за свой счет и снижать зависимость от федерального бюджета. Полномочия других, наоборот, можно сокращать.

Минфин в проекте основных направлений налоговой политики предлагал механизм «двух ключей»: предоставлять льготы по НДФЛ и налогу на прибыль, предусмотренные по Налоговому кодексу, только если они одобрены и региональными властями.

________________________________________

С января по сентябрь этого года поступление налоговых платежей в бюджет Татарстана снизилось на 2,1% или почти на 7 млрд рублей, сообщили сегодня «Известия» со ссылкой на главу республиканского управления Федеральной налоговой службы Марата Сафиуллина. При этом в консолидированный бюджет Татарстана платежи возросли более чем на 6% в основном за счет налога на доходы физических лиц и акцизов.

________________________________________

Lgotyi-po-transportnomu-nalogu-v-2016-godu

Татарстан дает льготы за свой счет, но они планомерно сокращаются  — потери республиканского бюджета от предоставления налоговых льгот,  принятых на региональном уровне, составили в 2011 году 7,3 млрд  рублей,  в 2012 году — 6,2 млрд. рублей, говорится в госпрограмме Татарстана по повышению эффективности бюджетных расходов.  Основные категории налогоплательщиков, пользующихся налоговыми преференциями, сгруппированы по трем направлениям:

  • Социальное: эта группа льгот направлена на сдерживание тарифов за проезд на электротранспорте, снижение размера платы населения за коммунальные услуги, создание благоприятного инвестиционного климата в области строительства и содержания объектов культурно-спортивного значения;
  • Развитие реального сектора экономики: льготы направлены на стимулирование развития приоритетных для Татарстана отраслей экономики: добыча сверхвязкой нефти, переработка сельскохозяйственной продукции, развитие автомобильного производства;
  • Инвестиционно-инновационное: льготы  направлены на ускоренное инновационное развитие высокотехнологичных отраслей, производство новых видов наукоемкой продукции, модернизацию и развитие инновационных производств.

 

 

Понравился материал? Поделись в соцсетях
0 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite