
«Соорудил себе крепость, будто готовится к войне: справа не зайдут — вода, слева — лес». В Пестрецах прокуратура обнаружила подозрительный комплекс зданий в водоохранной зоне
Владелец строений огородился от внешнего мира высоким забором с колючей проволокой. Земельный участок был сформирован незаконно на землях водного фонда и оформлен в собственность
Юлия Яковлева — Казань
Целый комплекс зданий, возведенных незаконно в водоохранной зоне и на береговой полосе, был обнаружен в Пестречинском районе недалеко от поселка Мешинская усадьба.
Хозяин самого крайнего участка в садовом обществе у кромки воды оградился от живописной природы высоким забором с колючей проволокой. Что за ним скрывается — не разглядеть, сколько там находится построек— не сосчитать. С одной стороны крутой берег реки, с другой — шлагбаум. Близко подойти не удастся. Владелец продумал все для комфортной жизни, даже сделал бетонное берегоукрепление.
«Зачем нужен такой забор, если он все равно воду не видит? — рассуждает глава Татарской природоохранной прокуратуры Ильсур Гильмутдинов. — Соорудил себе крепость, будто к войне готовится: справа не зайдут — вода, слева — лес. Что там находится, будем выяснять».
Глава Татарской природоохранной прокуратуры Ильсур Гильмутдинов
Согласно кадастровой выписке участок был оформлен в собственность физическим лицом. Категория земли — для личного подсобного хозяйства. Однако по закону его там быть не должно, утверждает Гильмутдинов. Участок изначально был сформирован на землях водного пользования, предназначенных для массового отдыха, туризма, занятий спортом, любительского рыболовства. Но явно никак не под строительство.
По документам в собственности владельца — 2112 кв. м земли, еще 150 кв. м он захватил в личное пользование, продолжает собеседник. Сделка состоялась в 2013 году, когда земли водного фонда еще не были поставлены на кадастровый учет, а их границы не были обозначены как охраняемые. Гильмутдинов допускает, что по этой причине сотрудники регпалаты могли не видеть ограничений на своей карте — только поле и сам участок.
Претензия — к чиновникам администрации Пестречинского района, которые выезжали на место и видели, что выделяемый участок находится рядом с водой. Но по какой-то причине документы на оформление земли в собственность прошли согласование.
«Мы запросим документы на выдачу земельного участка у администрации района, на их основании будем делать выводы, вплоть до рассмотрения вопроса о халатности должностных лиц, — говорит Гильмутдинов. — Росреестр и экологи должны привлечь владельца к административной ответственности за самовольное занятие береговой полосы и захват земельного участка. В случае неустранения нарушений обратимся в суд, а сами будем заниматься проверкой законности предоставления земельного участка в собственность».
Если подозрения о самовольном занятии береговой полосы подтвердятся, прокуратура потребует снести строения за пределами выделенного участка.
⇒ «Мы не можем приехать на бульдозере и сразу все снести». Предварительные итоги Года водоохранных зон. Что нужно сделать, чтобы очистить берега от незаконных построек?
По словам Гильмутдинова, предоставление земель водного фонда и береговой полосы в собственность — явление довольно распространенное. Проблема в том, что до сих пор нет механизма их постановки на кадастровый учет. Это правовая лазейка, которой пользуются — кто по незнанию, а кто умышленно: «тяжело представить, что кто-то не знал, что участок находится в шикарном месте на берегу реки».
Он также не исключает, что собственник мог выкупить у кого-то участок, земля там могла быть сформирована уже давно, и на ней уже стояли строения. Однако это ничего не меняет — берег в любом случае придется освободить как минимум от забора. Сумма штрафа будет зависеть от стоимости земельного участка, говорит собеседник.
«У нас многие знают, что за это наступает ответственность, но все же думают, что до них не дойдут, что они находятся далеко в лесах, в садах. Скрытых участков нет, все доступно и можно при желании найти по виртуальным картам. Мы хотим пресечь, а не воевать с последствиями».
Следить за порядком и чистотой на береговой линии должны администрации сельских поселений, считает член президиума республиканского совета Всероссийского общества охраны природы Сергей Мухачев. По закону 20 метров береговой полосы должны быть свободны для общего пользования, напоминает он, но они продолжают огораживаться и застраиваться. Ситуация исходит из законодательства — оно отдает на откуп местным властям установку границ водоохранных зон внутри населенных пунктов, общие правила и нормы там не действуют, утверждает эколог.
Член президиума республиканского совета Всероссийского общества охраны природы Сергей Мухачев
________________________________________
По его словам, строительство вблизи водоемов оказывает существенный вред прибрежной растительности, теряется связь природных подземных систем с водным объектом, все околоводные виды животных и птиц, таким образом, лишаются своих мест обитания. Водные объекты теряют свою способность к самоочищению, если нет прибрежной растительности и нет мелководья, а только бетонная стенка. Следовательно, не будет и моллюсков, которые очищают воду, а также растительности, которая питает животный мир, говорит Мухачев.
Некоторые виды растительности уже не справятся самостоятельно с очищением воды, поэтому на всех малых реках нужно создавать пруды-накопители с системами очистки, которые впадают в Казанку. В противном случае будут гибнуть рыбы, а птицы, которые ей питаются, травиться, болезнетворные бактерии размножаться на водорослях
________________________________________
Впрочем, если сейчас освободить берега водоемов от построек, природа сможет восстановиться сама. Для этого у нее есть большой потенциал, продолжает он, но процесс этот небыстрый.