Рубин Абдуллин: «От того, что человек слушает, очень многое зависит в его жизни»

Общество 06:36 / 21 ноября 2016
7
Рубин Абдуллин: «От того, что человек слушает, очень многое зависит в его жизни»

Первая часть интервью ректора Казанской консерватории

Беседовала Кристина Иванова 

В его кабинете стоит легендарный белый рояль первого ректора Казанской консерватории, композитора Назиба Жиганова — Steinway 1912 года. На нем в творческом беспорядке лежат ноты. На стенах — фотография Сергея Рахманинова с одного из его выступлений в Казани. Основатель казанской органной школы, ректор Казанской государственной консерватории, народный артист России и заслуженный деятель искусств Рубин Абдуллин рассказывает об изменениях в сознании абитуриентов и необходимости реформирования системы образования.

— Необычно получилось, что композитор София Губайдулина, в последние годы живущая в Германии, в начале ноября встречалась в Казани со студентами консерватории. А вы в этот день играли ее произведение в Германии. Как вам такое совпадение?

— Мы с Софией Асгатовной дружим уже давно. Дружба началась с того, что я принял участие в первом исполнении ее сочинения In Croce для виолончели и органа. Было это в те времена, когда жизнь у нее складывалась не очень легко. Трудно было найти работу, площадку для исполнения ее сочинений. Она испытывала большие трудности,  материальные в том числе.

—  Какие годы?

— Конец 70-х — начало 80-х. Отец Софии Асгатовны был муллой, а мать — православной христианкой. Она уважительно относится ко всем людям, вне зависимости от того к какой конфессии или национальности они принадлежат. Это взгляд художника, потому что сфера искусства вне политики, она наполняет содержанием духовную сферу человечества. Этот ее очень широкий взгляд на сферу искусства, духовную деятельность, во многом определяет ее направление в творчестве. Встреча с ней очень многое открыла не только в ее взглядах на мир, музыку, но я тогда был поражен, насколько непосредственной реакцией наполнена ее жизнь. Она очень живой человек и общительный…

FNR_3590— Немного детского в ней есть…

— Да-да. Восприятие глазами ребенка, я бы сказал. Этот ясный взгляд помогает ей читать самую сущность всех событий и реагировать на них очень точно.

— Кстати, в Казани Губайдулину спросили, как должна дальше развиваться национальная музыка. Она говорит, что «не существует культуры унифицированной, которая бы отказалась от этнических основ». Каково ваше мнение?

— Национальная музыкальная культура — это душа народа, тот родник, из которого нужно все это воспринять и претворить в профессиональную деятельность. Эти побудительные мотивы больше нигде не содержатся. Сейчас есть очень модное направление техно. Где техника, а где искусство? Хотя и само слово «техне» означает искусство. Но в какие формы это выливается в популярных направлениях… Не хочу говорить о предназначении этих направлений, потому что ясно, что они целиком завязаны на коммерции. А сфера искусства неизмеримо глубже.

— Взять тот же фестиваль «Ветер перемен», который вы не застали, будучи на гастролях. Организаторы утверждали, что его участники — выпускники Казанской консерватории…

— Это так. Но не всякий выпускник находит тот путь, который сохраняет национальную самобытность и в то же самое время поднимает по ступеням творчество до европейского уровня исполнения. Не всякий на этой способен. Вообще не всякий человек, получив музыкальное образование, может воспользоваться этим богатством, чтобы развить свою профессиональную деятельность. Здесь многое зависит от того, в какой семье вырос человек, какое воспитание получил, как он видит этот мир и свою профессию в этом мире. Если он воспринимает профессию только как рычаг для зарабатывания денег, то…

FNR_3605— А сейчас таких много?

— К сожалению, очень много.

— Даже в консерватории?

— С конца 80-х произошло смещение восприятия в формулы «товар-деньги-товар».

— То есть студенты приходят не вдохновленные занятиями музыкой, а с прагматичными интересами?

— Когда ко мне приходит незнакомый абитуриент, я спрашиваю его: «Что бы вы хотели?». А он отвечает: «Мне надо диплом получить». Я говорю: «Это не ко мне». Это в приемную комиссию. А если он говорит: «Я хочу научиться играть на фортепиано», то это уже ко мне. Тогда я начинаю спрашивать, почему он к этому пришел, какие мечты он с этим связывает.

— То есть вы с каждым абитуриентом лично общаетесь перед поступлением?

— Не удается со всеми. Но часто так бывает, потому что условия документооборота предполагают, что председатель комиссии должен знать будущих студентов лично.

FNR_3586— Если возвращаться к «Ветру перемен», я не совсем поняла вашу позицию…

— «Ветер перемен» — условно говоря, проект преодоления отсталости в эстраде.

— И повышения ее уровня до европейского…

— Я бы сказал, что экология нашей профессии требует того, чтобы освобождаться от этого. Как человек, чтобы быть здоровым, хочет вести здоровый образ жизни, пить чистую воду, питаться экологическими чистыми продуктами. Но когда мы, развесив уши, слушаем все подряд из зомбо-ящика, а порой оттуда несется такое, что просто невозможно, как это воспринимают дети? И во что это потом претворяется? От того, что человек слушает, очень многое зависит в его жизни. Просто он не отдает себе отчет в этом. Вот включил водитель такси попсовую музыку, и человек вынужден это слушать. Я всегда говорю: «Пожалуйста, выключите».

— Слушаются?

— А как же. Кто платит, тот и музыку заказывает.

— То есть вам как человеку высокого искусства проект «Ветер перемен» малоинтересен?

— Нет, я считаю, что он очень своевременный. Но мне кажется, очень многое надо изменить в самой системе образования, в том, как музыкальные уроки входят в систему общего образования. Есть вальдорфская педагогика. Это не будет заимствованием — она родилась именно у нас. Например, Рахманинов поступал в начальные классы московской консерватории, будучи совсем мальчишкой. Его дядя Зилоти, ученик Листа, преподавал там. Что это значит? В первый класс человек поступает в консерваторию и сразу выбирает свою профессию. Главный недостаток всех реформ, которые проведены в системе общего образования, заключается в том, что они не обеспечили ранней профилизации. Все реформы идут по экстенсивному пути — возрастает поток информации, давайте упакуем его в систему. И говорят: давайте дополним еще этим и этим. Математика — это логическое мышление, способность планировать свою деятельность, и это нужно абсолютно всем. А музыка для чего нам нужна? Вся сфера искусства?

FNR_3592— Для общенравственного, духовного развития.

— Прежде всего, чтобы человек, опираясь на собственное воображение, нарисовал картину, сочинил музыку. Тогда мы избавимся от общей гребенки. Любая система настроена так, что каждому понемножку. И потом всех спросим на ЕГЭ.

— Вы, наверное, против ЕГЭ?

— Я считаю, что это абсолютное порождение реформомании.

— Что вы предлагаете сделать на пути ранней профилизации?

— Козьма Прутков еще сказал: «Нельзя объять необъятное». Сейчас нельзя нагружать детей сверх всякой меры. Поток информации возрастает с каждым годом. Он должен стать избирательным для системы образования. К пятому и шестому классам педагог должен твердо знать, что из школьника может получиться: химик, физик или гуманитарий.

— А вдруг он передумает? Вот я поступала в музыкальное училище, будучи уверенной, что потом пойду в консерваторию. Но потом передумала…

— Потому что вы не обучались в этой системе. Но если музыкально одаренный человек проучился семь лет в музыкальной школе, станет совершенно понятно, получится из него музыкант или нет. И музыка еще никому не навредила. Вот вам навредила музыка?

— Нет, конечно.

FNR_3636— Вы, наверняка, всегда радуетесь, когда вспоминаете те времена. И как это замечательно называлось — ДМШ (детская музыкальная школа) — уютно, как домашние тапочки. В музыкалку все ходили с удовольствием.

— Если говорить о консерватории. Бюджетный прием остался на уровне всех предыдущих лет — 100-120 человек?

— Нет, сейчас мы побольше принимаем. В 90-х годах мы принимали 110 человек. В плане на 2017 год — 127 бюджетных мест. Сейчас студентами считаются и ассистенты стажеров, с ними — еще плюс 15 человек. Это смертельный вопрос для любого ректора — сколько у вас студентов. Одна уходит в декрет, другая возвращается и так далее.

— Востребованность выпускников возросла?

— Дело в том, что она остается. Природа дает талантливых людей столько, сколько это необходимо. А вот как построить их систему образования — другой вопрос.

— А платников много?

— Это вообще отдельный разговор. Одних только китайцев у нас 50 человек, а это целый факультет.

— Они чему приезжают учиться?

— Первая специальность, которая востребована у китайцев, — вокал. Они также едут учиться играть на фортепиано.

FNR_3597— Среди казанских студентов тоже все в основном хотят петь?

— Да. На этот факультет всегда большой конкурс. Хотя мы открыли смежную специальность — актер музыкального театра. Мы находим способы всех разместить по предназначению.

— А кроме китайцев кто еще едет поступать в Казань?

— К нам приезжали поступать из Колумбии, Дании, семь лет у нас учился американец. Он — этнический татарин и закончил обучение защитой диссертации. Сначала он выучил татарский язык, но ему сказали, что на этом языке защищать диссертацию нельзя. Тогда он выучил русский, привез сюда всю свою семью — молодец.

— Через два года будет 30 лет, как вы ректор Казанской консерватории…

— Поживем — увидим.

— Насколько сильно меняются абитуриенты?

— Сильно меняются. На дворе XXI век — век электронных машин. У вас вон два мобильника. У меня тоже. Даже в самолете трудно навести порядок, потому что никто не хочет расставаться с планшетами, телефонами. Это плохой признак для общества, потому что это приводит к разобщенности людей. Они предпочитают общению копание в интернете, это их отъединение от среды обмена человеческим теплом. Важно не просто сказать: «Привет, как дела?», а знать о человеке все: его боль, заботы, невзгоды.

— А на музыкантах как это отражается?

— Для музыкантов это вообще основное качество. Та же София Асгатовна Губайдулина говорила, что для музыканта способность услышать чужую боль — это главное.

— А тут он вместо того, чтобы слышать чужую боль, тычется в телефон…

— Да, тут же все проще — все можно найти, как в супермаркете. Кроме всего прочего, это не контролируемый сознанием поток информации, на котором зарабатывают большие деньги. А яду сколько там для подрастающего поколения? Возникает озлобленность, человек чувствует, что его не понимают. Но он сам отъединился. Посмотрите, это сказывается и на уровне международной политики. Люди перестают находить возможность договориться. Отчего возникают войны, столкновения.

— Но при этом наверняка та же сотовая связь и современные технологии помогают вам в работе. Я не представляю, как можно быть настолько активно гастролирующим музыкантом и параллельно ректором. Вы недавно вернулись из Германии, скоро поедете в Нидерланды. Но при этом надо держать руку на пульсе дел здесь…

— В принципе в мобильнике мне хватает почты и телефонной связи. Но ведь он набит и многим другим. Я иногда из интереса нажимаю клавишу и думаю: «Господи, а это то зачем?».

FNR_3625— Вам за столько лет удалось научиться жить сразу в двух ипостасях: музыканта и ректора?

— За этим столом в своем кабинете я занимаюсь проблемами всех музыкантов, которые работают и учатся в консерватории. От общения с этими людьми я что-то меняю в себе, вплоть до каких-то своих представлений и взглядов. Я понимаю, что с течением времени и человек меняется. Если 20 лет назад он был восторженным, летящим, то вдруг становится размышляющим философом, выбирает другой репертуар. Все меняется в этом мире. В этой жуткой карусели очень важно понять в человеке главное — существо. От того, какие музыканты придут сюда обучаться, зависит очень многое. А это, в свою очередь, зависит от того, как мы с ними работаем до того, как они поступают, как мы их слышим. Сегодня абитуриенты приходят, четко зная, что получат диплом, будут работать в конкретном оркестре, получать такую-то зарплату, у него будет определенная квартира, жена и собака.

— Или пойдет работать в музыкальную школу за 15 000 рублей в месяц…

— Ну или так. Это уже его выбор. Современная система позволяет выбрать нюансы в этой специальности. Раньше не было кафедры музыкально-прикладных технологий, звукорежиссуры, менеджмента, музыкальной журналистики. Сейчас все это доступно. По-всякому может сложиться природа — все цветы не одновременно зацветают. Точно так же в каждом человеке открываются природные возможности для того или иного предназначения. Важно не человека вписать в систему, а настроить систему для каждого человека. Конечно, это несоизмеримо более сложная задача.

Фото: Василий Иванов

 

КОММЕНТАРИИ (5)
Кабанчик
да, все, кто музыкалку заканчивает, обычно потом с добром в душе эти времена вспоминают…)
0
ОТВЕТИТЬ
Бабай
мне одному кажется странным заниматься музыкой ради зарабатывания денег? это ж совсем как то не выгодно. 7 лет в музыкалке, потом училище, консерватория, потом если повезет — попадешь в оркестр на среднюю зарплату. это вложение с окупаемостью в 25 лет в среднем)
0
ОТВЕТИТЬ
Елена
Ну, если иметь ввиду вокалистов, то они как раз все рассчитывают петь»в телевизоре» за большие деньги
0
!!!
Музыкой в Казани заниматься не выгодно ибо выше той зарплаты не пригнешь!!!
0
ОТВЕТИТЬ
Славный Друже Oblomoff
Какой 15 тысяч в ДМШ ?! 8000 тысяч на ставку в доп образовании, минус 13%, при условии, что учеников себе найдешь. Мест в оркестрах нет, а если «вдруг» появляется вакансия, то только по знакомству, и трястись всю жизнь за свое место, перезаключит ли трудовой контракт Господин Слад…, пардон, работодатель или нет, и ведь бежать некуда, эдакая «подводная лодка». На вопрос о востребованности выпускников ректор так ответа и не дал. На любом другом профессионально поприще, работодатель да же не поймет, что за учебное заведение человек закончил, и может даже поинтересоваться какие консервы делают в консерватории — рыбные или мясные? Хотя в одном ректор безусловно прав, времена меняются, однако.
1
ОТВЕТИТЬ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

ПРЕДЛОЖИТЬ

Если человек без рук и ног может мечтать по-крупному, то вы точно сможете: Ник Вуйчич вдохновил более 6 000 казанцев

Общество 11:41 / 20 ноября 2016
4
Если человек без рук и ног может мечтать по-крупному, то вы точно сможете: Ник Вуйчич вдохновил более 6 000 казанцев

Самый известный мотивационный оратор учил не ставить счастье в зависимость от временных вещей и принять то, что не можешь изменить

Ник Вуйчич Ι Фото: nn.by

 Кристина Иванова — Казань

Когда он выступает перед аудиторией, то весь находится в движении: передвигается по сцене с помощью двух пальцев на отростке ноги, активно жестикулирует: лицом, шеей, головой, воображаемыми руками, рассказывает истории из жизни в лицах по ролям и разными голосами. Он может ходить, прыгать, играть в гольф, плавать, кататься на скейте, нырять в воду с трамплина, заниматься рыбалкой и серфингом. Это человек с редким наследственным заболеванием, приводящим к отсутствию четырех конечностей, к 33 годам получивший два высших образования, посетивший 64 страны, встретившийся с 16 президентами. Своим жизненным путем, наличием счастливой семьи, в которой растут два абсолютно здоровых сына, самый известный мотивационный оратор в мире вдохновляет миллионы и со второй попытки добрался до Казани — вечером субботы более 6 000 казанцев стали свидетелями выступления Ника Вуйчича в «Татнефть-арене». Основной посыл австралийца: не ставить счастье в зависимость от временных вещей, а то и счастье будет временным, быть благодарным тому, что имеешь, и принять то, что не можешь изменить.

 

Мы все ищем искру радости, счастья и любви, надежду в темные времена

Субботний день у Вуйчича в Казани был крайне насыщенным. После встречи со школьниками оратор прибыл на пресс-конференцию — в зал его внес на руках мужчина крепкого телосложения. На общение было выделено всего 15 минут.

Ник Вуйчич в Казани Ι Фото: vk.com

Ник говорит, что в Казани много молодежи, у которой есть трудности. «Я уверен, что трудности, через которые мы проходим, делают нас сильнее, помогают быть более благодарными за то, что у нас есть. Надеюсь, что мой визит поможет молодежи понять, что они прекрасны какие они есть, что они не должны сдаваться. Мы все разбитые обломки. Но мы не знаем, что можно слепить из них что-то прекрасное, если не дадим им шанс. У меня не все мечты исполнились. Но я счастлив. Не из-за денег, славы или известности. Если вы ставите свое счастье в зависимость от временных вещей, то и счастье будет временным. Надеюсь, что тысячи людей будут воодушевлены и вынесут из моего выступления, что нужно быть сильными и никогда не сдаваться», — продолжает он.

Рассказывая о встрече с казанскими школьниками, Вуйчич говорит, что успел дать им несколько самых важных в жизни советов: жить каждым днем, шаг за шагом идти к своей цели, не стесняться просить помощи и знать, что мы можем сами кому-то помогать, найти цель в жизни.

Вуйчич говорит, что ожидания российской публики не сильно отличаются от чаяний зрителей в других странах. «Мы все ищем одного и того же — искру радости, счастья и любви, надежду в темные времена. Мы проходим взлеты и падения на протяжении жизни. Я не такой мотивационный оратор, который говорит, что все будет прекрасно. Я не оратор, проповедующий необходимость быть только на позитиве. Жизнь состоит не только из позитива», — предупреждает он.

Вуйчич оказался не готов к вопросу о недопуске паралимпийской сборной России к Играм в Рио: «Кто принял это решение? Это очень разочаровывает, очень печально. Я постараюсь больше узнать фактов об этом. Еще раз уточню: неужели российская параолимпийская сборная не была допущена? Мне очень жаль это слышать, мне не нравится политика».

 

Я мог бы сидеть на месте и ныть

На сцене Вуйчич появился с переводчиком. Для оратора соорудили постамент, по которому он активно передвигался во время «лекции надежды». Он поприветствовал публику на русском языке и на протяжении всего выступления активно использовал русские слова «хорошо», «спасибо», «боже мой», а более сложные повторял за переводчиком. Спустя несколько минут Вуйчич попросил приглушить свет софитов на сцене, потому что не прихватил темные очки. «Все сегодняшнее действо сделано для того, чтобы вы вышли отсюда вдохновленными, почувствовали себя сильнее и нашли больше счастья в своей жизни», — пообещал он.

Фото: tatar-inform.ru

Периодически казалось, что я попала на юмористическое шоу, а не выступление самого известного мотивационного оратора в мире. Проповедник очень самоироничен и не боится поддевать сам себя. Не одна шутка была посвящена отсутствию у него рук и ног: то коленки от страха трясутся, то ладошки потеют, то еще что-то происходит с гипотетическими конечностями. Зал хохотал, хотя возникали и моменты, в которые оратора становилось жалко. Это сейчас он богат и известен. А были времена глубокой депрессии — в 10 лет Ник даже пытался утопиться в ванной, над ним измывались сверстники в школе. Однако представив рыдающих родителей на своей могиле, Вуйчич передумал уходить из жизни.

«Я мог бы сидеть на месте и ныть, что у меня нет рук и ног, я ничего не умею. И я действительно это делал какое-то время, когда был маленьким. Но мои родители сказали мне: хватит ныть, у тебя есть любящая семья, у тебя есть еда, ты можешь ходить в школу, Ник, у тебя нет ног, но ты можешь использовать свои мозги, — рассказывает он. — Когда я хотел, чтобы мои родители что-то купили мне в супермаркете, моя мама говорила мне: нет, сам купишь, ты можешь заработать эти деньги. Твои брат и сестра делают что-то по дому, за это мы им платим, придумай для себя работу по дому и получишь деньги, на которые купишь что хочешь. Я стал пылесосить дом, вешая пылесос на плечо и придерживая его подбородком. Каждую неделю я зарабатывал два доллара. Если я чего-то хотел, мне приходилось ждать». Вуйчич говорит, что и детям не будет давать всего, о чем они просят,  потому что они не станут благодарными, если не будут знать истинной ценности терпения. Пока Вуйчич путешествует по миру без семьи — дети слишком малы. Но через пару лет намерен брать их с собой, и хотел бы приехать с сыновьями в Россию в 2018 году на футбольный мундиаль.

 

Быть благодарным тому, что есть

Вуйчича часто спрашивают: как выйти из уныния? Главное, считает он, — жить каждым днем, день за днем, благодарить за то, что у вас есть. В 13 лет, играя в футбол, он повредил свою «ногу» и понял, что у него есть выбор. «Я был прикован к кровати три недели и не мог передвигаться. Я понял, что у меня есть выбор: либо злиться на то, чего у меня нет, либо быть благодарным за то, что у меня есть. Со своей маленькой ногой я набираю на клавиатуре 240 знаков в минуту, а после трех чашек кофе — 360, – иронизирует спикер. — И я благодарен за свою ногу, за мои маленькие два пальца».

Фото: vk.com

«Мои родители думали: как человек без конечностей будет жить? Родители полагали, что я никогда не женюсь. Врачи утверждали, что я никогда не смогу ходить. Я доказал, что врачи были не правы: я хожу, я прыгаю, я плаваю, играю в гольф, занимаюсь рыбалкой и серфингом, скайдайвингом», — вдохновляет своим примером Вуйчич.

По мнению оратора, важно принимать то, что не в силах изменить, и менять то, что изменить реально. «И самое классное, что вы не узнаете того, что вы сможете сделать, пока не попробуете. Мы не пробуем, потому что боимся: а вдруг ничего не получится? Я понял, что на самом деле страх вас сдерживает больше, чем отсутствие рук и ног. Храбрые люди делают что-то, даже когда боятся. Я не буду говорить, что все возможно. Это было бы ложью. Но с этой смелостью я научился многим вещам. Я никогда не подозревал, что буду оратором, автором книг, певцом, актером, инвестором или режиссером. Я никогда не думал, что женюсь. Я думал, что не смогу даже подержать жену за руку. Сегодня я понимаю, что мне не нужно держать ее за руку, мне нужно держать ее сердце. А для этого не нужны руки. Как я возьму на руки детей, если они плачут, думал я. А теперь, если они плачут, приходят и сами меня обнимают. Мечты сбываются», — рассказывает он. Вуйчич предложил спрыгнуть со сцены, сделать сальто и приземлиться на пол для демонстрации своей смелости. Половина зала затаила дыхание перед смертельным трюком, но это, конечно же, оказалось шуткой: «Если бы я прыгнул, то все руки бы переломал».

Вуйчич говорил о необходимости помогать друг другу: «День за днем делайте все, что от вас зависит. Мы живем в мире, которому нужна помощь, мы нужны друг другу». Он мечтает дотянуться до многих людей с реальной помощью. Самая большая мечта Вуйчича — чтобы миллионы людей жертвовали по одному доллару в день. На набранную сумму можно накормить голодных и делать другие важные вещи. «Мы можем ставить перед собой большие мечты. Мы должны делать все, что от нас зависит. Если человек без рук и ног может мечтать по-крупному, встречать неудачи лицом к лицу, то вы точно сможете это сделать, вы можете найти настоящее счастье, цель в жизни. Казань, я люблю вас — мечтайте и никогда не сдавайтесь», — напутствует оратор.

 

Изменить жизнь людей

Вуйчич долго рассказывал, как смог стать оратором. В школе уборщик туалетов после одного из разговоров с юным Ником настаивал, что он станет оратором. Он же организовал первое выступление Вуйчича в школе. После Ник сам начал искать аудитории для выступлений. Обзвонил 52 школы. В 53-й согласились принять его и даже заплатить 50 долларов. Но школа оказалась в соседнем городе, куда Ника повез брат за обещанный ему гонорар — как раз в те 50 долларов. Сейчас у оратора 100 приглашений выступить в неделю, 3 000 сцен, на которых он уже выступил.

Фото: tatar-inform.ru

На одном из выступлений девушка вышла к Вуйчичу на сцену и, обняв его, плакала на его плече со словами «Никто никогда не говорил мне, что любит меня, никто никогда не говорил мне, что я красивая такая, какая есть. Моя жизнь изменилась сегодня». После этого Ник окончательно понял, что нашел смысл своей жизни: помочь другим людям поверить в себя, приобрести радость жизни, надежду и воодушевление. «Я молюсь о вашей стране. Я люблю вас, не сдавайтесь», — не раз подчеркивал Вуйчич.

Под занавес встречи он пригласил на сцену Алексея Романова, родившегося без кистей рук. Юный музыкант из Зеленодольска сел за фортепиано и виртуозно сыграл для гостей и своего кумира. После музыкальной паузы зал встал — первый и последний раз за вечер.

«Я хотел бы обнять всех вас, но руки отвалятся», — в очередной раз пошутил Вуйчич. Он обычно шутит — обнимайте, но не унесите домой. Но почему-то в Казани не было этого обнимательного сета. После выступления Вуйчич лишь оставил несколько автографов, написанных маркером, зажатым между зубами.

 

КОММЕНТАРИИ (3)
Свидетель
Удивительный человек. Его пример доказывает, что невозможное возможно
0
ОТВЕТИТЬ
А
Он — это проект по зарабатыванию денег, за ним стоят менеджеры которые обеспечили его бизнесом. Но он молодец, спору нет
0
ОТВЕТИТЬ
Василий
Вот именно — он молодец.
0
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

ПРЕДЛОЖИТЬ
видео
наверх