Челны не пойдут по пути Казани. Городские власти разыграют рекламные места на конкурсе, но обещают сохранить местный рынок рекламы

В начале декабря в Набережных Челнах разыграют на аукционе первые уличные рекламные конструкции — известные всем рекламные щиты 3х6 метров, которые обычно устанавливают на обочинах городских дорог. Право на их эксплуатацию и установку предоставят в аренду на пять лет

Михаил Ляпунов ― Набережные Челны

В начале декабря в Набережных Челнах разыграют на аукционе первые уличные рекламные конструкции — известные всем рекламные щиты 3х6 метров, которые обычно устанавливают на обочинах городских дорог. Право на их эксплуатацию и установку предоставят в аренду на пять лет, хотя участники рынка наружной рекламы настаивали на десяти годах. В 2012-м такая же реформа прошла в Казани, она уничтожила местный рынок наружной рекламы: он оказался монополизирован четырьмя транснациональными корпорациями. Правда, в обмен город получил 1 млрд рублей дополнительного дохода.

***

В Набережных Челнах 720 рекламных щитов. Совсем недавно Федеральная антимонопольная служба требовала демонтировать 639, из-за этого власти отдали их без конкурса, по прямым договорам.  Сейчас  этой практике обещают положить конец.

________________________________________

Начальная цена каждого из  десяти щитов 100 000 рублей. Кроме того, победитель аукциона будет выплачивать ежемесячную арендную плату 130 рублей за 1 кв. м. Щиты расположены:
возле городского педагогического университета;
возле дома 62/45;
около автоцентра «Ньютон» (по проспекту академика Королёва);
у дома 41/05, около рынка «Каскад» в 58-м комплексе;
на пересечении проспектов Московский и Яшьлек;
возле автосалона Hyundai на первой автодороге;
на улице Алиша;
на проспекте Яшьлек;
между остановками Центральная и Бумажников

________________________________________

Заявки на участие в аукционе принимаются в исполкоме с сегодняшнего дня по 12 декабря. Итоги должны быть подведены 20 декабря. На площадке torgi.gov (ее городские власти используют для проведения своих аукционов) в разделе «размещение рекламных конструкций» пока ни одного лота не выставлено.

С 2011 года щиты стоят незаконно

Первые аукционы должны были пройти еще полтора года назад — в марте 2015 года. Но торги перенесли. В мае того же года руководитель исполкома Ринат Абдуллин утверждал, что аукционы готовятся, планировалось разыграть первые десять конструкций в том же мае, но и они не состоялись.

На одной из пресс-конференций в декабре 2015 года мэр Челнов Наиль Магдеев сетовал, что проблема с рекламными щитами досталась ему от предыдущей администрации.

Начиная с 2011 года горисполком получал уведомления Федеральной антимонопольной  службы, что щиты установлены с нарушениями, все сроки устранения нарушений прошли, поэтому в городе вынуждены сносить конструкции. На тот момент, по данным Магдеева, 12 конструкций уже были снесены.

Озаботились проблемой рекламных щитов лишь в 2014 году, когда получили первое предписание управления ФАС по Татарстану. Оно было безобидным. По данным ведомства, исполком нарушил закон «О рекламе», предоставив земельный участок под размещение рекламных щитов РА «Мицар» без проведения соответствующих торгов, заключив прямые договоры на размещение конструкций.

В конце 2014 года в УФАС по РТ обратилось ООО «Гефест». В заявлении утверждалось, что в Челнах после 2008 года ни разу не проводились торги на рекламные конструкции, разрешительные документы на большинство щитов были продлены в 2012-2013 годах на пять лет.

Именно тогда УФАС впервые постановило снести 639 конструкций, договоры на них были оформлены в 2008, 2010 и 2011 годах.

Начали сносить, но потом отказались

В декабре 2015 года рекламные конструкции начали сносить. По территориальной схеме, которую утвердили в исполкоме, число щитов должно было сократиться почти в четыре раза: до 150 конструкций.

Это возмутило игроков рынка. В начале декабря они перекрыли работникам муниципального предприятия автомобильных дорог, которые должны были снести конструкцию, доступ к щиту около отеля Open City. К протестующим выехал начальник управления экономического развития и поддержки предпринимательства Радмир Беляев.

После беседы он пообещал не сносить щиты до конца декабря, потом мораторий продлили до 20 января, потому что рекламщики оспорили решение ФАС в Арбитражном суде Татарстана. Дело выиграть не удалось, но пока шли разбирательства, власть сохраняла статус-кво, при этом обсуждая с предпринимателями будущие торги.

Последний раз об аукционах на рекламные конструкции говорили публично на встрече «Бизнес и власть: откровенный разговор» в Челнах в мае 2016 года. Предприниматели спорили, сколько щитов должны входить в лот: по одному или по нескольку сразу.

Гендиректор рекламного агентства «АртСервис» Сергей Трунов тогда предложил разыграть щиты одним лотом, в который войдут 600 конструкций.

Бизнес-омбудсмен Тимур Нагуманов рассуждал, что если лот крупный, то мелкий бизнес просто не может принять участия, если лот мелкий, то малый бизнес  участвует в торгах, но не факт, что выигрывает, потому что крупному бизнесу никто не мешает на все аукционы заявиться.

По словам высокопоставленного собеседника в городской администрации, количество рекламных мест в одном лоте не будет от одного до пяти. По его словам, городские власти намерены сохранить рынок, не переделывая его.

Предприниматели настаивали, чтобы срок аренды щитов был 10 лет, но в итоге его оставили пятилетним. Первые щиты планировали разыграть прошлым летом, но в итоге аукцион, если он всё-таки состоится, пройдет в декабре.

________________________________________

В Челнах рынок рекламных конструкций поделен ,по сути, между четырьмя-пяти крупными игроками и десятком компаний поменьше. Крупнейшим игроком считается «Реклама-Центр» Фаниса Харисова

________________________________________

Один из собеседников в крупной рекламной компании рассказал KazanFirst, что игроки рынка больше всего опасались, что лоты будут укрупнены и они не смогут заявиться для участия, в результате чего весь рынок может быть поделен между одним-двумя федеральными игроками.

«В идеале мы бы хотели сохранить свои конструкции и не переплачивать за них опять, ведь мы их когда-то поставили и регулярно пополняем городской бюджет налогом на землю», ― подытожил он.

Как в Казани

Благодаря аукциону бюджет Челнов может минимум пополниться на 63 млн рублей ― это базовая стоимость всех щитов, которые пойдут с молотка. Конечно, если аукцион состоится, сумма будет больше.

Четыре года назад в Казани прошла похожая реформа. Торги проходили с августа по декабрь 2013 года. На аукцион городские власти выставили 1037 мест под установку еврощитов 3х6 метров, а также 15 мест под крупные конструкции и 137 мест под малые формы. Тоже сроком на пять лет.

В результате торгов количество участников местного рынка наружной рекламы сократилось с 39 до 10, писали в 2013 году «Ведомости».

Более 80% рекламных конструкций в Казани стали контролировать три оператора федерального масштаба: Rus Outdoor, «Лариса-сити» («дочка» компании Gallery) и ЗАО «Постер». До проведения реформы ситуация была обратной — 80% рынка контролировали малые компании.

Добиться такого результата удалось с помощью организации торгов. В документах торгов все лоты под еврощиты шли в пакете от 5 до 80 рекламных мест. Это отсекло малый и средний бизнес, который не смог потянуть обеспечительные платежи для участия в торгах.

В результате бюджет Казани получил дополнительный 1 млрд рублей.

Понравился материал? Поделись в соцсетях
6 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Бублик
вот какая разница для крупного игрока — купить два лота за большую сумму каждый или много лотов за маленькую сумму каждый???итог то один и тот же) и так, и так все будет поделено между 2-3 крупными рекламными компаниями. и антимонопольщики ничего не сделают — аукцион же был. уже давно складывается ощущение, что антимонопольная служба делает все, чтобы облегчить монополизацию того или иного рынка. а сколько с бизнесом общался — всегда одна просьба к государству — не лезьте, не мешайте. но в россии честной конкуренции никогда не было, нет и не будет.
0
0
Ответить

Козуля
очередная фикция этот аукцион. на рынке рекламных конструкций в итоге останутся два игрока и будут повышать цены. а так как сейчас вся реклама в инете у них и так полгорода стоит с пустыми щитами — в перспективе не останется ни одного.
0
0
Ответить

Олег
А что ж так?) я бы все снес бы на их месте…
0
0
Ответить

Знающий
Давайте не будем уж так категорично себя вести, все же ясно и понятно.
0
0
Ответить

Илья
Ну так сделают просто — крупняк заявится на одиночные аукционы и сожрут всё…
0
0
Ответить

Мимо шел
Их лучше все снести, портят облик города
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite