
Гендиректор известной управляющей компании «Авангард» из Набережных Челнов отправлена под домашний арест. Топ-менеджеру предъявлено обвинение в злоупотреблении полномочиями
Следствие считает, что Татьяна Мухина, находясь на свободе, может оказать давление на свидетелей, чтобы они изменили показания. Мухина называет доводы следствия несостоятельными
Михаил Ляпунов ― Набережные Челны
В Набережных Челнах предъявили обвинение и отправили под домашний арест гендиректора управляющей компании «Авангард» Татьяну Мухину. События развивались стремительно в конце прошлой недели, но о них стало известно журналистам только сейчас. В пятницу, 25 ноября, Мухиной предъявляют обвинение по статье УК РФ «Злоупотребление полномочиями». На следующий день суд санкционировал ее домашний арест.
Обвинение гендиректору УК «Авангард» предъявили ровно через семь дней после выступления депутата Госдумы, 1-го зампредседателя комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Юрия Синельщикова, который с трибуны парламента назвал дело против «Авангарда» созданным на ровном месте.
По версии следствия, Мухина собрала с собственников квартир платежи за коммунальные услуги, часть из них, не менее 1,09 млн рублей в нарушение постановления правительства России «О требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг», умышленно не внесла на счет Генерирующей компании, которая поставляет тепло в дома Челнов, и тем самым злоупотребила своими полномочиями.
Мухина ранее рассказывала KazanFirst, что долги «Авангарда» перед Генкомпанией ― это долги населения, которые накопились из-за призывов сотрудников исполкома не оплачивать счета управляющей компании.
Куда делся 1,09 млн рублей, следствие в постановлении об избрании меры пресечения не поясняет. По этому же эпизоду расследовалось дело по статье «Причинение имущественного вреда путем обмана или злоупотребления доверием», именно из него были выделены материалы для возбуждения уголовных дел по статье «Злоупотребление полномочиями». Первое дело закрыто.
В документе, на который ссылается следствие, есть указание, что управляющая компания обязана перечислять на расчетные счета ресурсоснабжающих организаций деньги, которые жильцы заплатили.
Экстренное избрание меры пресечения
В пятницу Мухиной предъявляют обвинение, в субботу, 26 ноября, первый замруководителя следственного отдела по Набережным Челнам Азат Амирханов соглашается с постановлением следователя по особо важным делам Айдара Хуснутдинова об избрании меры пресечения в виде домашнего ареста и дело отправляется в Набережночелнинский горсуд, где его рассматривает дежурный судья Дан Шакуров.
Следователь в постановлении утверждает, что срок следствия по делу продлен до 20 декабря 2016 года, а обоснованность обвинения Мухиной в совершении преступления подтверждается совокупностью достаточных доказательств, в том числе показаниями потерпевшего начальника юротдела филиала Генкомпании в Челнах Владимира Гогулева и свидетеля по делу гендиректора филиала Генкомпании в Челнах Айрата Зайнуллина.
Хуснутдинов в постановлении пишет, что Мухина препятствовала следствию, когда не являлась для предъявления обвинения 14 и 21 ноября, причем второй раз без уважительной причины.
Мухина рассказала корреспонденту KazanFirst, что все эти дни она ухаживала за своими заболевшими детьми, и продемонстрировала больничный лист, который был закрыт 24 ноября.
Адвокат Мухиной Алексей Кондратьев рассказал KazanFirst, что первый больничный лист был открыт 10 ноября и закрыт 19 числа, а второй открыт 14 ноября и закрыт 24. «25 ноября, как только больничный был закрыт, все следственные действия Мухина выполнила», ― утверждает Кондратьев.
Хуснутдинов считает, что Мухина может скрыться от следствия или суда, воспрепятствовать установлению истины по делу, оказать давление на свидетелей: «Находясь на свободе, она может оказать незаконное воздействие на них с целью изменения ими показаний и создания условий для уклонения от уголовной ответственности».
⇒ Уголовное дело против управляющей компании «Авангард» в Набережных Челнах. Всё, что мы о нём знаем
Суд удовлетворил постановление Хуснутдинова и постановил избрать меру пресечения в виде домашнего ареста для Мухиной до 20 декабря. Ей запрещается выходить за пределы квартиры, отправлять и получать почтово-телеграфные отправления, использовать средства связи и интернет, общаться с лицами ― участниками уголовного дела, за исключением следователя, защитника и контролирующего органа.
Из-за судебного запрета выходить за пределы квартиры корреспондент KazanFirst общался с Мухиной у неё дома.
Домашний арест Мухиной обжалуют в Верховном суде
Постановление Набережночелнинского суда можно обжаловать в Верховном суде Татарстан, и жалоба защитника туда уже направлена (есть в распоряжении KazanFirst). В ней защитник рассказывает об особом статусе Мухиной ― она член участковой избирательной комиссии №2045 с правом решающего голоса. По закону, постановление об избрании меры пресечения имел право согласовывать только руководитель следственного управления по Татарстану Павел Николаев, считает Кондратьев.
Основной довод Хуснутдинова ― это неявка гендиректора «Авангарда» на следственные действия без уважительной причины, но причина, подтвержденная документально, у неё была.
Судом грубо нарушены не только права Мухиной, но и её несовершеннолетних детей, говорится в жалобе адвоката: «Теперь она не имеет возможности водить их в детский сад, водить на прогулки и приобретать продукты питания».
Суд запретил Мухиной общаться с определенными лицами, но не указал данные, которые позволили бы их идентифицировать, говорит Кондратьев: «С материалами деля ни Мухина, ни я не ознакомлены, следовательно, нам неизвестно, кто является участником уголовного судопроизводства, из материалов дела следует, что потерпевший в деле один ― Генкомпания».
«Суд, идя на поводу у следователя, не только не выяснил обстоятельств обоснованности поданного ходатайства, но ограничил в такой возможности как Мухину, так и сторону защиты, поскольку мы были лишены возможности задавать вопросы следователю. Более того, судом не была предоставлена возможность самой Мухиной высказаться по поводу заявленного ходатайства, привести свои доводы, доказательства, возражения, тем самым лишив ее права на защиту», ― говорит Кондратьев в своей жалобе.
В материалах дела есть протокол уведомления об окончании следственных действий, с разъяснением, что Мухина и Кондратьев могут знакомиться с материалами дела. Это подтверждает, что все доказательства собраны в полном объеме и что Мухина может иным способом воспрепятствовать установлению истины по делу, в материалах дела не содержится, как нет доказательств фактов оказания на свидетелей, которые ей вообще неизвестны, подытожил Кондратьев.
Защитник просит отменить ходатайство следователя и производство по делу прекратить.
Позиция Мухиной
Сама Мухина называет довод о том, что она может оказать давление на свидетелей, мягко говоря, несостоятельным. «Каким образом я могу оказать влияние на монополиста с оборотом в миллиарды рублей ежегодно?» ― задает она риторический вопрос. В совете директоров Генкомпании сидит первый заместитель министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан Алексей Фролов, который возглавляет комиссию, не дающую нам лицензию. Проверку деятельности инициировал первый заместитель премьер-министра Татарстана Алексей Песошин.
Домашний арест она связывает с желанием отстранить её от руководства.
В Генкомпании отказались комментировать действия правоохранительных органов по мере пресечения Мухиной.