Советы психолога и карта «Мегафона» помогут познакомить детей с деньгами

Давать ли детям деньги? На этот вопрос пытается ответить каждая семья. Мнения, как правило, встречаются диаметрально противоположные, однако очевидно одно: к взрослому возрасту дети должны иметь уже сложившееся представление о том, как деньги достаются, как и на что их лучше тратить. Попробуем наметить пути достижения этой цели, рассмотрев вопрос с практической и психологической точек зрения

Давать ли детям деньги? На этот вопрос пытается ответить каждая семья. Мнения, как правило, встречаются диаметрально противоположные, однако очевидно одно: к взрослому возрасту дети должны иметь уже сложившееся представление о том, как деньги достаются, как и на что их лучше тратить. Попробуем наметить пути достижения этой цели, рассмотрев вопрос с практической и психологической точек зрения.

Миллионер из детсада

Каждый ребенок – это отдельная личность. Тем не менее есть общепринятые нормы и мнение психологов, позволяющие выработать ряд рекомендаций для родителей. Применительно к дошколятам можно отметить, что деньги им лучше не давать. Во-первых, они редко остаются одни, а во-вторых, маленькие дети не понимают подлинную ценность денег, для них привлекательность игрушки гораздо важнее суммы на ценнике.

«Разрешить рассчитываться за покупку на кассе ребенку можно с четырех лет, – комментирует Христина Фостиропуло, психолог, член Европейской конфедерации психоаналитических терапий. – А по достижении школьного возраста уже полезно выделять деньги на карманные расходы. Чем старше ребенок, тем больше сумма и меньше родительского контроля за расходами. Будут и ошибки, но именно так придет ценный опыт обращения с деньгами».

Деньги – на карту

Школьные годы – совсем иной этап в жизни и развитии ребенка. Мамы, папы и бабушки уже не сопровождают его 24 часа в сутки, возможностей для проявления самостоятельности появляется все больше, и без карманных денег иногда просто не обойтись. Но у самостоятельности есть и обратная сторона: деньги могут отнять, украсть или выманить в обмен на какой-либо «запретный плод». Особенно подвержены таким рискам ученики среднего звена, которые уже ходят в школу без родителей. Чтобы избавить детей от подобных неприятностей, можно дать им не наличные, а банковскую карту. Ребенок все так же сможет оплачивать покупки, например, в продуктовых супермаркетах, к тому же научится пользоваться картами и станет «финансово грамотным».

Но как в этом случае контролировать расходы ребенка, который может по неопытности купить неоправданно дорогую или вовсе ненужную вещь? Один из интересных способов решения этой задачи предложил, как ни странно, сотовый оператор «МегаФон». Он выпустил карты, привязанные к абонентскому счету. Если дать такую карту ребенку, он не сможет потратить больше, чем лежит «на телефоне» (его или родительском). А после каждой покупки родители будут получать уведомления в виде SMS – контролировать, сколько и на что потратил школьник, будет проще. Упомянем и то, что у карты несколько «уровней безопасности». И если телефон, к номеру которого она привязана, будет потерян или украден, при попытке заменить SIM-карту счет окажется заблокированным. И деньги под защитой, и наличные носить не нужно.

Хочешь денег? Заработай!

Чем старше дети, тем лучше они должны понимать, что деньги очень редко достаются «просто так», а значит, и расходовать их нужно с умом. Поэтому желание самим заработать какие-либо средства должно только приветствоваться. Старшеклассникам в этом отношении проще: возраст уже позволяет, например, раздавать рекламные флаеры возле магазина или устроиться во время каникул в ресторан быстрого питания. Узнав, легко ли заработать, скажем, тысячу рублей, подросток уже не станет бездумно расставаться с такой суммой. А если он начнет проявлять заботу о близких и отдавать часть зарплаты на общесемейные нужды, это станет отличной «психологической подготовкой» к взрослой самостоятельной жизни.

«Однако не следует упрекать ребенка, что он не зарабатывает деньги! – предостерегает Христина Фостиропуло. – Избегайте фраз о том, что деньги, которые вы тратите на него, зарабатываются вашим тяжелым трудом и лишениями. В нашем обществе детство заканчивается в 18 лет. До этого времени ребенок, как правило, находится на содержании родителей. Все, чему он научится в семье к этому возрасту, останется с ним на всю жизнь. В том числе и навык обращения с деньгами, который позволит ему уверенно чувствовать себя во взрослой жизни».

Копим вместе на мечту

Но где же брать деньги детям помладше, которых еще не берут на работу? Естественно, у родителей. Некоторые из них даже становятся своего рода работодателями и платят детям за выполнение разных домашних поручений: уборку, мытье посуды и т.д. Однако тут нужно проявлять большую осторожность. Дело опять в психологии: у ребенка может сложиться впечатление, что помогать бесплатно он не обязан. Хотя среди грязной посуды есть и его тарелка. А в результате он начнет требовать деньги за любую домашнюю работу. Все-таки гораздо лучше, когда члены семьи помогают друг другу просто так.

Не советуют специалисты по детской психологии платить и за хорошие оценки. Задача родителей – объяснить, что знания, которые ребенок получает в школе, – это тот «капитал», который нужен ему самому, а не папе с мамой. И учиться следует ради знаний, гарантирующих успех в будущем, а не ради денег.

«Деньги – не стимул, а ресурс. Давайте их ребенку на что-то, но не за что-то, – говорит Христина Фостиропуло. – Поведение, учеба, выполнение домашних обязанностей не должны оплачиваться. Также важно научить ребенка делать сбережения. Узнайте, какие крупные приобретения он хочет сделать, и предложите копить часть выдаваемой ему суммы на них. Для этого можно завести специальную шкатулку или отдельный счет на карте. Обратите внимание ребенка на ценность монет, сдачи, мелких сумм – копейка рубль бережет!»

Откладывая небольшие суммы на какую-нибудь конкретную цель, ребенок поймет, что дорогие вещи и деньги на их покупку не падают с неба. К тому же родители будут давать деньги не просто так, а «на мечту», которую обсудили и одобрили всей семьей. А это объединяет.

Впрочем, и здесь главное – не переборщить: процесс накопления не должен стать самоцелью.

 

Понравился материал? Поделись в соцсетях
0 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite