«Меняется регламент — меняется лидер»: Чагин о будущем «Камаз-Мастера» на Дакаре

Объем двигателя камазовских машин — 16 литров, а с 2018 года необходим не более 13 литров. Такого двигателя у команды пока нет, так что новый регламент может ущипнуть российских гонщиков

Кристина Иванова — Казань

14-кратный победитель «Дакара» —   набережночелнинская команда «Камаз-Мастер» — может временно приостановить выступления в ралли-марафоне, пока будет приводить технику в соответствие с обновленным техническим регламентом. Об этом говорил сегодня на пресс-конференции в Казани Владимир Чагин, руководитель команды. «У нас такого спортивного двигателя пока нет. Когда работа будет завершена, тогда и примем решение о дальнейшем участии», — заявил он.

________________________________________________

Команда «Камаз-Мастер» заняла первое место на нынешнем Дакаре в генеральной классификации в зачете грузовиков. Победителем стал экипаж Эдуарда Николаева, Дмитрий Сотников пришел вторым. Гонка проходила со 2 по 14 января по территории Парагвая, Боливии и Аргентины.

 21 января в Казани прошла церемония чествования команды при участии президента РТ Рустама Минниханова. Он назвал  «Камаз-Мастер» гордостью всей страны. На днях президент России Владимир Путин поздравил команду и Минниханова с победой

 ________________________________________________

Минимум 15 экипажей претендовали на подиум

Для челнинской команды нынешний Дакар сложился очень нелегко, признается Чагин. Соперники хорошо подготовились к гонке, на подиум реально претендовали 15 экипажей.

«Начало ралли было для нас не самым обнадеживающим — с трудом удавалось удерживать позиции в первой десятке. Но настрой был бороться за каждую минуту, каждый метр гоночной трассы. Тем интереснее было наблюдать зрителям за происходящим», — вспоминает он.

Триумфатор Эдуард Николаев говорит, что организаторы обещали боливийскую засуху, но на деле трасса была залита многодневными дождями: «Для грузовиков в этих условиях было сложнее всего, потому что они имеют большую массу и просто проваливаются. Много грузовиков приходилось вытаскивать тракторами, экскаваторами, рвались веревки, тросы. Везло тем, кто умудрялся проехать по краешку. Но все попадали в эти ловушки, и наши экипажи тоже. Слава богу, мы из них выбирались чуть быстрее, чем наши соперники».

g1674

Николаев рассказывает о внештатных ситуациях, которые были на этой гонке: «Южная Америка знаменита своей растительностью: коварные кусты как проволока, колеса пробиваются элементарно. Несколько дней мы финишировали на шипящих колесах». В грузовике есть подкачка для шин, которая позволяла доехать до финиша с несколькими некритичными проколами. Но понервничать гонщикам пришлось: на Дакаре счет идет на минуты, а замена колеса требует 8-12 минут.

Чагин говорит, что на территории Боливии высота достигала 4 900 метров: «Нелегко было и технике, и людям. Наши моторы чувствовали себя увереннее на высокогорье, так что мы благодарны партнерам». В условиях высокогорья важна и хорошая подготовка экипажей. С этим «Камаз» отлично справился, а вот у конкурентов бывали случаи, когда некоторые экипажи останавливались, потому что сильно болела голова.

________________________________________________

Смена регламента ущипнет «Камаз-Мастер»

Уже не первый месяц ходят слухи, что участие команды в Дакаре-2018 находится под вопросом. Это связано с тем, что организаторы гонки ввели ограничение по объему двигателей грузовиков — в следующем году он должен составить не более 13 литров (на 3 больше, чем у нынешних «Камазов»). Гендиректор предприятия Сергей Когогин был возмущен нововведением, сравнив такие действия организаторов с диверсией: «Изменив в очередной раз технический регламент по требованиям к автомобилям, организаторы поставили “Камаз” в очень сложное положение. Мы стали работать над улучшением экологичности двигателя, нашли варианты, ну и организаторы вводят ограничение не более 16 литров. Мы вкладываем огромные деньги в создание спортивного мотора, и в этом году объявлено, что с 1 января 2018 года в гонке могут участвовать грузовые автомобили с двигателями не более 13 литров. Это диверсия!».

 В интервью ТАСС Когогин говорил, что организаторы гонки делают все, чтобы создать условия по замене лидера на Дакаре: «Они загоняют нас изменением технических требований в дополнительные затраты, все-таки мы коммерческая компания и не можем позволить себе просто тратить деньги, мы вынуждены их считать. Спорт — это не только престиж, но и бизнес. Наша команда не может принимать участие в ралли с техникой, которая не дает возможности бороться за лидирующие позиции. Именно поэтому некоторое время назад я заявил, что «Камаз-Мастер“ может приостановить свое участие на год-два»

 ________________________________________________

Сегодня Чагин подтвердил, что команда может пропустить Дакар-2018 года. Ясность в этом вопросе наступит к августу. Именно летом станет понятно, в каких гонках будет участвовать команда в январе будущего года. Он объясняет, что организаторы Дакара регулярно вносят изменения в техрегламент гонки. Они вызваны появлением новинок в мировом автомобилестроении, а также желанием поддерживать конкуренцию.

«Автомобильный спорт — это на 50% автомобили и на 50% человек. Задача организаторов — соблюдать этот баланс. Ни одному организатору соревнований, вспомнить ту же “Формулу 1”, не нравится, когда один и тот же лидер не меняется несколько лет. В этом случае меняется регламент — тогда меняется и лидер. Такую же политику ведут организаторы “Дакара”, меняя элементы регламента, которые могут напрямую ущипнуть «Камаз-Мастер», — продолжает он.

Чагин рассказывает, что основные конкуренты Дакара используют 13-литровые двигатели, тогда как у грузовиков «Камаз» — 16,2 литра, в соответствии с регламентом 2013 году. По новому же регламенту не разрешается использовать моторы объемом более 13 литров. Беда в том, что у российских грузовиков, в отличие от основных конкурентов, нет наготове двигателя, который можно было бы уже сейчас передать гоночной команде.

703A0415

«У нас такого спортивного двигателя сейчас нет. В прошлом году начались работы по его разработке. Впереди немаленькая работа, очень затратная. Нужно вывести мотор на необходимые параметры по мощности, чтобы он был конкурентоспособным», — говорит Чагин. Предстоит длительный цикл испытаний, чтобы за две недели мотор ни разу не подвел. «Остановка даже на 3-5 минут не допускается. В обратном случае — все, ты уже не на подиуме. Нужна максимальная надежность», — продолжает он.

Обновление экипажей

Обновление состава экипажей — явление неизбежное, говорит Чагин. Кто-то выходит из состава по возрасту. Он сам, например, был во втором поколении пилотов команды, сейчас на смену пришло третье. Кто-то покидает команду в связи с травмами, у кого-то организм не выдерживает нагрузок, вибрации, высокогорья. «Бывает, с виду крепкий человек, с хорошими мышцами, крепкой спиной. Но 200 км тряски по бездорожью и его буквально на руках достают из кабины, потому что он не может дальше ехать, — говорит Чагин. — Нужны физические данные: спина, шея, мышечный корсет, который в случае ударов колеса будет держать позвоночник, чтобы не получить компрессионный перелом. Вестибулярный аппарат — важная составляющая, которая позволяет чувствовать себя уверенно в условиях бездорожья. Дакар, “Африка экорейс” и “Шелковый путь” — проверка на выносливость человека и надежность техники».

Для членов экипажей важно и взаимопонимание, продолжает он. В условиях гонок им некогда переговариваться и объяснять — нужно понимать друг друга с одного взгляда. Важно и чтобы экипаж был сбалансированным, три человека работали как единый организм. «В равной степени от каждого зависит успех экипажа: на 33% от пилота, на 33 — от штурмана, на 33 — от механика. Мы стараемся, чтобы все пять наших экипажей были равносильными. У нас нет номера один, два, три… Все должны быть способными быть победителями», — считает он.

 ________________________________________________

В 2011 году Чагин завершил выступления как пилот и с тех пор за рулем грузового автомобиля не ездил. С этого времени он передает свои знания членам экипажей, которые, по его словам, получили достаточный опыт. Их успехам он радуется больше, чем своим. Руководитель команды рассказывает, что во время гонок сильно волнуется за членов команды — сведения об их передвижениях ему передают из Челнов по смс, потому что с покрытием интернета возникают проблемы. Члены экипажей «Дакара» вынуждены брать с собой телефоны 10-летней давности, потому что использование смартфонов запрещено

________________________________________________

Mannequin Challenge как способ быть в тренде

Руководитель пресс-службы команды «Камаз-Мастер» Эрик Хайруллин рассказал о съемке видеоролика для мирового флешмоба Mannequin Challenge. «Было много желающих поучаствовать в съемке этого видео, причем не только из нашей команды, но и из стран-партнеров. Мы стараемся быть, не скажу, что модными, но в тренде, а Mannequin Challenge — это популярная тема, — говорит он. Процесс съемок занял всего 10-15 минут, но отдача получилась отличной — партнеры команды взяли его себе для дальнейшего сетевого использования. Хайруллин также оценил маркетинговый эффект от участия в Дакаре: «У ралли хорошее ТВ-покрытие — почти 200 стран принимают картинку с гонки».

Чагин говорит, что съемка видео Mannequin Challenge позволила членам команды переключиться с технической на творческую работу: «Мы находились в столице Боливии Ла-Пасе на высоте около 4200 метров. Это был день отдыха, в который нам нужно было заменить много узлов и деталей. Перечень был огромный, еще и погодные условия осложняли работу — дождь лил полдня. И когда Эрик предложил снять такое видео и отвлечься, мы с удовольствием приняли это предложение. Ребята в момент съемки замерли, и все великолепно получилось».

Фото: tatar-inform.ru

Понравился материал? Поделись в соцсетях
3 КОММЕНТАРИЯ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
болел
Будет очень жалко, если из-за дурацких регламентов КАМАЗ-Мастер вытеснят из Дакара и с подиума. Надеюсь, команда найдет деньги и успеет сделать новый двигатель.
0
0
Ответить

Сема
эт получается что все ездили на моторах литражом меньше чем были на камазах??? чего тогда победам радоваться непонятно. и никого не выдавили, а просто уравняли техническую составляющую. чего хныкать тогда непонятно???
0
0
Ответить

Тыщпыщ
да ладно, в формуле один тоже правила технические жесткие. тут уже на первый план умение пилотов выходит.
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite