Кряшенский вопрос в Татарстане: как молодёжь примирила старших «кряшен Татарстана» и «кряшен Казани»

Молодёжная организация кряшен Татарстана «Баракат» вчера отпраздновала 5-летний юбилей, а в среде общественных организаций «старших» кряшен наметилось улучшение отношений

Ильнур Ярхамов — Казань

В пятницу общественная молодёжная организация кряшен «Баракат» отметила 5-летний юбилей в селе Петровском Лаишевского района. На праздник собрались также «старшие» участники кряшенского движения Татарстана. «Старшие» были представлены традиционно противоборствующими структурами — общественной организацией кряшен (ООК) Татарстана и организацией Казани.

Интересная деталь – несмотря на то, что весною этого года между ними наметился раскол, «старшие» кряшены сидели в одном ряду и тепло общались между собой.

«То, что сегодня мы вместе с Марией Семёновой и Аркадием Фокиным (руководители ООК Казани — KazanFirst) вместе – это инициатива исполкома нашей организации», — заявил замруководителя исполкома ООК Татарстана Илья Михайлов. По его словам, он сам организовывал транспорт для них, сажал их в автобус, вместе с ними приехал на форум, проявил к ним заботу. «Какая бы драчка у нас с ними не была — дружба лучше. Нам нечего с ними делить», — заявил Михайлов. Здесь он имел ввиду молодёжь, ради которой они собрались.

Кряшенский вопрос в Татарстане: как молодёжь примирила старших «кряшен Татарстана» и «кряшен Казани» Аркадий Фокин, один из руководителей ООК Казани

Стоит добавить, что автобус с Фокиным и Семёновой на юбилей приехал вместе с журналистами, которые через несколько часов отбыли обратно в Казань. Однако представители ООК Казани остались вместе со своими коллегами из ООК Татарстана допоздна, хотя по договорённости тоже должны были уехать.  

Затея создать свою отдельную общественную организацию пришла молодым кряшенам в 2008 году и всё началось с паблика в «Вконтакте» «Кряшены – Керәшеннәр». Группа инициативных ребят во главе со студентом КГФЭИ Антоном Байрашевым решили, что пора бы рассеянным по разным регионам России кряшенам объединиться в интернете, обмениваться литературой по истории народа, его культуры, заводить личные знакомства, просто общаться.

Теперь паблик в соцсети перерос в настоящее общественное движение, которые на протяжении 4 лет ежегодно проводит этнорелигиозные мероприятия для кряшен. Один из них – кряшенский лагерь «Айбагыр» (в переводе с татарского «подсолнух»), грант на которые молодые кряшены успешно выигрывают у минэкономики РТ в размере около 300 000 рублей, на 4-й лагерь грант также уже имеется.

Кряшенский вопрос в Татарстане: как молодёжь примирила старших «кряшен Татарстана» и «кряшен Казани»
Светлана Максимова, руководитель общественной молодёжной организации кряшен «Баракат»

Не смотря на это, замечает руководитель «Бараката» Светлана Максимова, кряшены по сей день испытывают проблемы с сохранением культуры и национальной идентичности. Сокращение кряшенских деревень и урбанизация – проблемы общие и глобальны, между прочим, и для других малых народов России. Из-за этого под школьную оптимизацию подпадают школы, где есть кряшенские этнографические музеи и фольклорные ансамбли. Поэтому маленькие кряшены вынуждены отправляться в русские или татарские школы, что отрывает их от этнических корней. Тем не менее, именно для таких детей и создан лагерь «Айбагыр», заключила Максимова.

Болезненным для кряшен стало закрытие школы в деревне Янцевары Пестречинского района Татарстана, сетует руководитель исполкома общественной организации кряшен Татарстана Людмила Белоусова. По её словам, школа был закрыта в год своего 150-летия и во время Универсиады. Школа славилась своим богатым этнографическим музеем, экспонаты которого после одной из выставок в Казани исчезли. Где сейчас они находятся — это исполкому ООК Татарстана неизвестно, заявила Белоусова.

Максимова рассказала, что для молодых кряшен до сих пор актуален вопрос этнической самоидентификации: «Кто такие кряшены? Мы часто не можем дать ясного ответа на этот вопрос. Вариантов о происхождении кряшен много, но ни одна из них научно не доказана».

Кряшенский вопрос в Татарстане: как молодёжь примирила старших «кряшен Татарстана» и «кряшен Казани»

Михайлов заявляет, что в конце 1960-х годов многие кряшены вообще не знали и не догадывались, что они кряшены, а сегодня об этом молодёжь заявляет открыто. Михайлов напомнил, что в советское время кряшенам запрещёно было что-либо говорить о православии, поэтому их самосознание очень сильно деформировалось.

Он считает, что сегодня многие кряшены уверены в своей этнической идентичности и что они — часть татарского народа. Хотя начали появляться ученые-этнологи, которые отождествляют татар только с исламом, сетует Михайлов. По его словам, точка зрения, что татары – это многоконфессиональный народ принесёт только пользу самим татарам-мусульманам и православным кряшенам. 
 
Понравился материал? Поделись в соцсетях
0 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite