Зачем Валерий Сорокин взял под контроль Международный аэропорт «Казань»

В течение двух дней СИНХ сообщил о покупке сначала 35%, а затем еще 50% акций казанского аэропорта, и стал обладателем 100% его голосующих акций. Аэропорт, возможно, будет продан инвестору, но сделать это будет трудно, так как компания убыточная

Генеральный директор СИНХа Валерий Сорокин

Лейсана Набиева — Казань 

В понедельник госхолдинг «Связьинвестнефтехим» (СИНХ) сообщил о покупке 50% голосующих акций ОАО «Международный аэропорт «Казань» (МАК). За три дня до этого, 19 декабря, холдинг объявил о покупке еще 35,16% акций компании, совершенной днем ранее. В совокупности с уже имеющейся долей СИНХ стал единственным владельцем аэропорта. 

МАК попал под контроль «Связьинвестнефтехима», который правительство Татарстана использует, в том числе, для предпродажной подготовки крупных республиканских предприятий. Эксперты KazanFirst не исключают, что аэропорт, бывший совсем недавно в руках болгарских инвесторов, снова будет продан. Но сделать это будет трудно, так как компания убыточная.   

Информацию о покупке акций аэропорта KazanFirst подтвердил официальный представитель СИНХа.

«Мы до этого покупали 35%, а в пятницу пришли бумаги о том, что мы консолидировали все акции — это я подтверждаю»,  — сказала Эльвира Сайфуллина, руководитель пресс-службы СИНХа. Она отказалась раскрывать сумму сделки и говорить, с какой целью она была совершена: «События будущего мы пока не комментируем». Генеральный директор МАКа Алексей Старостин также отказался от комментариев. 

Зачем Валерий Сорокин взял под контроль Международный аэропорт «Казань»
Офис «Связьинвестнефтехима» на Кремлевской в Казани

По условиям сделки, доля голосующих акций МАКа после приобретения возросла до 100,02%. Формально аэропорт сменил собственника 19 декабря. В отчетности МАКа на 30 сентября владельцем 35,16% бумаг значилось ЗАО «Тат-авиа», еще 49,8% на тот момент принадлежало Инвестиционно-венчурному фонду Татарстана. 

О переходе аэропорта под контроль СИНХа стало известно в сентябре, когда Федеральная антимонопольная служба удовлетворила ходатайство госхолдинга о приобретении 85,1% в уставном капитале МАКа (см. ранее по теме). «Связьинвестнефтехим» тогда просил согласовать ему покупку 47,6 млн голосующих акций, что давало ему право претендовать на 85,157%. ФАС удовлетворила ходатайство. 

То, что сделка готовилась уже несколько месяцев, подтверждает главный редактор отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.  По его словам, с точки зрения перевозок пассажиров казанский аэропорт находится в хорошем состоянии: «Там недавно проведена реконструкция, аэропорт существенно увеличил пропускную способность, и по мере того, как удается возвращать кредиты на проведение реконструкции, будет улучшаться и финансовое положение и баланс», — говорит собеседник. Пантелеев прогнозирует, что вскоре в России начнется спад перевозок. «Будем надеяться, что это не поставит под удар аэропорт. Главные риски в том, что возможно продолжение банкротств», — продолжает он. 

Зачем Валерий Сорокин взял под контроль Международный аэропорт «Казань»

Убытки от долгов 

Согласно отчетности МАКа, на конец 2013 года его кредиторская задолженность составляла 321,87 млн рублей, дебиторская — 940,46 млн рублей. В 2013 году МАК получил 1,2 млрд рублей выручки, на 20% больше, чем годом ранее. Чистый убыток компании составил 406,9 млн рублей. При этом в 2012 году аэропорт зафиксировал 175,9 млн рублей чистой прибыли. На формирование убытка оказала влияние высокая дебиторская задолженность. Появился риск невозврата долгов, в связи с чем компания сформировала резервы

«Сейчас не стоит вопрос о том, чтобы кто-то оплачивал долги [МАКа], так как текущая операционная деятельность аэропорта позволяет их обслуживать», — утверждает Пантелеев. По его мнению, нынешнее финансовое состояние аэропорта серьезных опасений не вызывает. Вероятно, полагает Пантелеев, впоследствии, со стабилизацией экономики, власти привлекут для МАКа профильного инвестора, «имеющего солидный опыт управления аэропортовым бизнесом». Однако он уточняет, что делать это надо только при необходимости расширения или реконструкции. Аэропорт объективно один из лучших в России, у него нет своих проблем — у него есть проблемы, связанные с банкротством авиакомпании «Татарстан», напоминает Пантелеев. МАК был базовым аэропортом авиаперевозчика. 

В 2008 году для реконструкции аэропорта и для оздоровления «Татарстана», сейчас проходящего процедуру банкротства, республиканские власти привлекли болгарский холдинг «Химимпорт». По условиям заключенного в марте 2008 года инвестиционного меморандума, организация должна была вложить $50 млн в реконструкцию МАКа и $20 млн — в обновление парка авиакомпании. Для первого пункта кабмин создал совместное предприятие «Тат-авиа», через которое болгары обязались вносить инвестиции.

Зачем Валерий Сорокин взял под контроль Международный аэропорт «Казань»
Главный редактор отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев (слева)

Однако через год Александр Тыгин, тогда — замглавы минтранса РТ, заявил СМИ, что министерство было более недовольно менеджментом авиакомпании, нежели инвесторами. По словам Пламена Атанасова, коммерческого директора входящей в состав «Химимпорта» Bulgarian Aviation Group, в реконструкцию аэропорта болгары вложили 1 млрд рублей, но уже весной 2012 года сотрудничество прекратилось. 

В целом благоприятно оценивает переход компании госхолдингу исполнительный директор авиакомпании «Ак Барс Аэро» Васил Каюмов.  «Получается, что аэропорт оказывается в руках республики,  — рассуждает топ-менеджер.  — Аэропорт смог вытащить деньги из федеральной программы развития аэропортов гражданской авиации. Насколько я знаю, аэропорты в других городах значительно хуже — к  Универсиаде мы, конечно, обновились». 

Каюмов предлагает не останавливаться на достигнутом: необходимо привлекать перевозчиков, расширяться. По словам собеседника, вероятность последующей перепродажи сохраняется, но она невелика. 

Перестановкой доволен генеральный директор агентства воздушного, железнодорожного транспорта и туризма AVT Азамат Сабиров: «Сорокин отличный управленец, менеджмент станет более гибким», — говорит он. По словам Сабирова, вряд ли кто-то заинтересуется покупкой МАКа: «Сейчас довольно сложная ситуация. В этих условиях внешние конкуренты, внутренние конкуренты (об аэропортах если говорить) [активизировались], экономическая ситуация ухудшилась, по “Ак Барс Аэро” непонятная ситуация — будет он летать или не будет, это тоже влияет на доходность аэропорта», — перечисляет собеседник. 

Пассажиров больше

В год проведения Универсиады МАК попал в список самых загруженных аэропортов страны. Через него прошли 1,8 млн пассажиров (15-я строчка в списке из 30 российских аэропортов). По динамике роста МАК занял одно из первых мест рейтинга (+24,2% по сравнению с показателями 2012 года), уступив лишь «Витязево» в Анапе (740 000 пассажиров +26,1% к 2012 году). Для сравнения, в 2010 году МАК перевез менее 1 млн пассажиров. В январе-сентябре 2014 года МАК перевез 1,5 млн пассажиров (+7,6%) и перешагнет рекордные прошлогодние показатели. Вчера стало известно, что МАК вводит дополнительный шестой рейс «Аэрофлота» из Казани в Москву. Рейсы выполняются самолетами вместимостью 87 человек дважды в сутки 

Сохраняется шанс, что кто-то захочет если не приобрести аэропорт у СИНХа, то хотя бы инвестировать в него, рассуждает руководитель консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак. «Инфраструктура — транспортная вообще — очень привлекательная пока», — говорит эксперт. Однако собеседник подтверждает слова остальных экспертов: операционная деятельность МАКа, которая оказалась под сильным воздействием неблагоприятной экономической ситуации, пока переживает не лучшие времена, а в целом у аэропортов ситуация лучше. «Я ничего плохого в этом не вижу. Если кто хочет инвестировать в развитие аэропортовой инфраструктуры, это хорошо», — резюмирует Рыбак. 

Самый современный 

Междунарожный аэропорт «Казань» пригоден для приема современных воздушных судов. Пропускная способность аэропорта по 4 рейса на прилет и вылет в течении часа. Ежесуточно МАК обслуживает принимает 40 рейсов; в дни Универсиады было по 60 рейсов ежесуточно. МАК работает с 24 авиакомпаниями

 

Понравился материал? Поделись в соцсетях
10 КОММЕНТАРИЕВ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
Марьям
Как единственный нормальный аэропорт на несколько сот километров может быть убыточным???
0
0
Ответить

Ира
Удивительно, что они закрыли сделку именно сейчас. Время-то сложное.
0
0
Ответить

сергей
может быть, теперь в аэропорту все наладится
0
0
Ответить

Антон
Давно пора развивать именно авиаперевозки, а не железные дороги например. Денег уйдет чуть больше, но зато экономический эффект гораздо выше.
0
0
Ответить

Леля
А я и не летаю вовсе… Боюсь… Так что все равно, чей там аэропорт
0
0
Ответить

Р
Марьям, там же написано — они сформировали резерв по дебиторке
0
0
Ответить

Григорий
Ну купили они аэропорт. ну и что. как это скажется на его работе?
0
0
Ответить

Люк
Я не могу… я вместо «синх» читаю «ситх»…
0
0
Ответить

Ренат
Сначала скупка по дешевке, потом распродажа активов и банкротство) деньги в кармане, уля-улю)
0
0
Ответить

Ренат Гизамов
Сначала скупка по дешевке, потом распродажа активов и банкротство) деньги в кармане,
0
0
Ответить

downloadfile-iconquotessocial-inst_colorwrite