но о самом кино мы знаем совсем немного. Проект передвижного музея кино «Дыхание
времени» знакомит посетителей с обратной стороной этого загадочного мира
Виктор Алексеевич Клячкин 40 лет работал звукорежиссером на Казанской киностудии и по крупицам собирал памятные вещи с работы, поначалу это было просто увлечение: то необычные ключи от амбара, то старый телефон, то торшер привезет на студию, и мысли о том, что это когда-нибудь пригодится, у него долго не возникало.
— Наша киностудия каталась по всему СССР. Когда приезжаешь на новую съемку, попадаются очень интересные вещи из старого советского прошлого. А когда снимаешь кино, всегда чего-то не хватает для реквизита. К примеру, когда снимается любой фильм о 60-х годах, то сразу думаешь о старом телевизоре или коврике с оленями, которые раньше были в каждой семье, а сейчас этого уже не найти, — рассказывает Виктор Клячкин.
В 2005 году на Казанскую киностудию пришел продюсер Олег Суров.
— Я шел по студии и встретил Виктора, он говорит мне: «Давай-ка я тебе покажу одну интересную комнату». Я-то подумал, что он мне выпить предложит, поэтому пошел за ним. Он завел меня в эту комнату, а там такие вещи висят: тут самурайский меч, тут Ленин, тут Сталин, тут камеры — все это относится к кино. И с тех пор мы решили заниматься этим серьезнее, — вспоминает Олег Суров.
Самый ценный экспонат
На сегодняшний день удалось собрать обширную коллекцию редких предметов, без которых процесс съемок картин был бы невозможен.
Сейчас экспонатов в передвижном музее уже далеко за 1 000 — одних микрофонов 30 штук. Причем есть настолько старые и редкие микрофоны, в которые, к примеру, Левитан объявлял о начале войны. И все они в рабочем состоянии.
Для настолько увлеченных людей выделить что-то одно — это непосильный труд.
— Один из самых ценных экспонатов — это микрофон импортного производства, он очень большой, студийный, ему уже за 80 лет. Раньше он использовался для записи в киностудии. А сейчас вместо него маленькая петличка, которую даже не видно на актере, — говорит Виктор Клячкин.
Региональное кино
Проект «Дыхание времени» впервые был разработан и реализован в Год российского кино при поддержке Министерства культуры Татарстана и вызвал большой интерес у жителей республики, объехав 10 районов.
Чтобы сделать музей стационарным, у энтузиастов пока нет необходимых площадей, поэтому и экспонаты хранятся в разных местах, но большая часть — в Союзе кинематографистов и в Татаркино. А передвижной музей помогает рассказывать о татарстанском кино не только туристам, но и жителям республики, которые в большинстве случаев мало что знают о снятых в регионе фильмах.
— Публика приходит от мала до велика. Чем дальше уезжаешь от города, тем больше приходят с детьми. В Балтасях, когда было открытие, народа пришло столько, что программу показывали аж четыре раза. По пожарным нормам больше 200 человек не может зайти в зал, вот поэтому пришлось повторять, чтобы все смогли увидеть, — рассказывает Олег.
По словам собеседника, главная идея музея, который стал одной из составных частей проекта под названием «Дыхание времени», призванного популяризовать местное кино, заключается в том, чтобы через прошлое и настоящее показать будущее татарстанского кинематографа.
— Мы напитываем зрителя нашей татарстанской киноисторией. Когда он заходит в зал, мы говорим, что на всем этом снимались самые лучшие фильмы и в СССР и в Казани. И показываем им документальный фильм «Из наших архивов» о том, как развивались республика и Казань начиная с 1900-х годов. Это уникальные кадры, которые идут 15 минут. И заканчивается это тем временем, когда закончилась кинолетопись в Татарстане, — продолжает он.
После документального кино идет современный татарстанский фильм, скоро выйдут две картины — «Байгал» и «Водяная», авторы планируют возить их с собой.
«Дыхание времени-2»
В 2017 году проект «Дыхание времени-2» продолжил работу уже при поддержке Министерства труда, занятости и социальной защиты Татарстана, а также уникальной республиканской площадки «Карта инициатив», где собирают средства на развитие. В этом году передвижной музей объехал три района. Остался Зеленодольский район — село Большие Ачасыры, туда кино приедет в конце ноября.
— На каждый выезд мы ставим определенную задачу. Если мы едем в татарскую деревню, то, скорее всего, фильм будет на татарском языке. Но фильм про историю Татарстана мы показываем везде и обязательно берем с собой набор камер, — говорит Виктор Клячкин.
Только представьте: зритель заходит, а в фойе его встречают камеры, начиная от самых старинных и заканчивая современными. Осветительные приборы, лампы размером с футбольный мяч. И небольшим спектаклем людей вводят в историю кино.
Теперь у передвижного музея и Союза кинематографистов есть свой новый проектор за 100 тысяч. И если в ДК нет техники либо она слишком с маленькой разрешающей способностью, это не помешает кинопоказу. Но все же чтобы организовать одну поездку, нужно не меньше 20-25 тысяч рублей, поэтому часто выезжать не получается.
Перспективы
Каждый год проект немного видоизменяется. Уже в следующем году в планах у авторов добавить «предварительные съемки», чтобы уже на показе местные жители видели свое село или город со стороны.
— Кино ведь стремительно меняется, у нас человек наглядно видит дыхание времени — все уходит моментально. Жизнь очень быстро пролетает, и если что-то не сохранить и не оставить, то для чего тогда проживать век? — вопрошает Олег.
— В перспективе если правительство выделит Союзу кинематографистов помещение под Дом кино, то мы смогли бы организовать там музей кино и кинореквизита и выезжать. Многие экспонаты, которым уже за 100 лет, нельзя постоянно трогать. Вещь, которая пережила 50 лет, она уже становится раритетной. А сейчас жизнь гораздо быстрее меняется, — заключает Виктор Клячкин.
Читайте также: Салават Юзеев: Кино — самый прямой путь народу заявить о своей самобытности
Comment section