«Хороший актив ТФБ был замещен активом «Ак Барс» банка плохого качества»

Арбитражный суд Татарстана начал рассмотрение жалобы «Союза пострадавших клиентов Татфондбанка и Интехбанка». Вкладчики требуют отменить сделку ТФБ и банка «Ак Барс» по продаже кредитных портфелей друг другу
Арбитражный суд Татарстана начал рассмотрение жалобы «Союза пострадавших
клиентов Татфондбанка и Интехбанка». Вкладчики требуют отменить сделку ТФБ и
банка «Ак Барс» по продаже кредитных портфелей друг другу

Судебное заседание было назначено на утро 12 декабря. Накануне этого лидер «Союза пострадавших кредиторов» Александра Юманова оповестила об этом в социальных сетях, приложив в качестве подтверждения слов определение Арбитражного суда. 

К назначенному времени перед указанным залом стали собираться кредиторы, сюда же прибыл руководитель экспертно-правовой службы бизнес-омбудсмена России Алексей Рябов. Время шло, а заседание не начиналось. Более того, рассмотрение жалобы даже не числилось в расписании. Собравшиеся заметно нервничали. Как выяснилось позднее, судья не была проинформирована об этом процессе.

«Хороший актив ТФБ был замещен активом

— Это потому, что мы редко ходим в суд. Надо по 7-8 раз в неделю здесь бывать, чтобы запомнили, — пошутил юрист Алексей Фиалко, представлявший интересы кредиторов.
Когда наконец все организационные вопросы были улажены, участников процесса пригласили в зал.

Борис Титов встал на сторону кредиторов

Заявителем жалобы выступила «Производственно-коммерческая фирма «Гермес». По доверенности ее интересы представлял адвокат Алексей Фиалко и лидер кредиторов Александра Юманова. Поскольку вопрос касался интересов юрлица, первым шагом со стороны заявителей стало ходатайство о привлечении в качестве третьего лица представителя Аппарата уполномоченного при президенте России по правам предпринимателей Алексея Рябова. 

— С какой целью? — уточнила судья.

— С целью защиты прав предпринимателей. Как в целом по вопросу банкротства ТФБ, так и в рамках рассмотрения конкретной жалобы, — пояснил Фиалко.
— Не вижу необходимости. Сомневаюсь, что представитель уполномоченного по правам предпринимателей сможет что-то пояснить в рамках настоящего дела, поскольку имеет доступ только к той информации, которой располагают сами кредиторы, — возразила юрист АСВ.

«Хороший актив ТФБ был замещен активом

Сам Рябов рассказал, что в Аппарат уполномоченного поступила жалоба от субъекта предпринимательской деятельности, который является заявителем по настоящему обособленному спору. 

— В этой жалобе мы указаны как третье лицо. По закону уполномоченный вправе выступать на стороне истца или ответчика. Подобная практика существует, здесь я могу сослаться на дела банка «Югра», Пробизнесбанка, — уточнил представитель бизнес-омбудсмена страны.
После непродолжительного нахождения в совещательной комнате судья вернулась в зал и удовлетворила ходатайство кредиторов. Так Алексея Рябова привлекли в качестве третьего лица по рассматриваемой жалобе.

Но затем последовало еще одно ходатайство, но уже со стороны АСВ. Юрист Агентства попросила отложить рассмотрение, так как она не была в курсе заседания и даже не получила на руки самой жалобы.

«Хороший актив ТФБ был замещен активом

— АСВ ведь большая организация. Жалоба могла не дойти до конкретного представителя, который участвует в суде, — резюмировала судья и предложила выслушать сторону заявителя, а затем решить вопрос с переносом процесса.

Кредитные обязательства должника взамен на хороший актив

Сама жалоба относится к делам 2015-2016 годов. Тогда, как стало известно пострадавшим кредиторам, между Татфондбанком и «Ак Барс» банком были совершены две сделки. Финансовые организации обменялись кредитными портфелями. «Ак Барс» банку были переданы права требований по долгам физических лиц — потребительские, автомобильные и ипотечные на сумму более 2,5 млрд рублей. Взамен Татфондбанк получил права требования по кредитам ООО «Умная электроника» на 856 млн рублей. Факт того, что обязательства этого юрлица действительно находились на балансе ТФБ, был подтвержден данными об инвентаризации АСВ.

— Эти сделки формально подпадают под статьи об оказании предпочтений одному из кредиторов, а также под определение подозрительных сделок, совершенных должником в целях причинения имущественного вреда правам кредиторов. Хороший актив ТФБ был замещен активом крайне плохого качества. «Умной электронике», как и ряду других компаний, выдавались огромные кредиты, которые впоследствии не выплачивались. Сейчас в них ведется процедура банкротства. Согласно заключению о финансовом состоянии банка ТФБ, «Умная электроника» отнесена к 5-й категории качества, то есть к самой плохой категории со 100% резервированием, — уточнил Алексей Фиалко и подчеркнул, что «Умная электроника» входила в группу DOMO, одним из учредителей которой был экс-глава ТФБ Роберт Мусин.

Как только факт перепродажи кредитных портфелей был раскрыт, Александра Юманова обратилась к АСВ с запросом о предоставлении документации на проведенный выкуп, но исчерпывающего ответа так и не получила. 

«Хороший актив ТФБ был замещен активом

Ответ последовал такой: «В настоящее время проводятся работы по формированию плана мероприятий АСВ по оспариванию сомнительных сделок. Вопрос о разрешении спора относительно сделок ТФБ и «Ак Барс» банка будет решен по результатам завершения указанных мероприятий». То есть ни сроков, ни дат, ни конкретики.

— О каких договорах речь идет? Какие документы запрашивали? — решила все-таки уточнить юрист АСВ.

— Мы не имеем возможности предоставить АСВ конкретные реквизиты договоров, у нас их, естественно, нет. Мы не имеем доступа к бухгалтерии, а оперируем только теми данными, которые удалось получить из открытых источников, — пояснил Фиалко.

Заседание было отложено до 10 января, чтобы дать время стороне ответчика ознакомиться с материалами дела и подготовить свой ответ.

«Наше присутствие балансирует процесс»

Уже по окончании первого заседания Алексей Рябов в беседе с журналистом KazanFirst пояснил, что, исходя из имеющейся жалобы и приложенных документов, Аппарат уполномоченного по правам предпринимателей поддерживает кредиторов в полном объеме. 

— Считаем требования законными и обоснованными. Дополнительно решим, будем ли присутствовать на следующем заседании, но постараемся. Мы не оказываем влияние на процесс, мы оказываем помощь субъекту предпринимательской деятельности в защите его прав. Считается, что наше присутствие, как мы любим говорить, балансирует процесс. Мы ни на кого не влияем, не давим, а только собираем информацию для формирования практики, — подчеркнул собеседник.

Он также считает преждевременным давать юридическую оценку действиям банков по перепродаже кредитных портфелей, ведь все, что есть из доказательной базы на сегодняшний день, — это публикации СМИ.

— Необходимо получить первичные документы, сами договоры. И если они подтвердят то, о чем писали журналисты, тогда признаки нарушения усмотреть можно, — заключил Рябов.

«Хороший актив ТФБ был замещен активом

В свою очередь Александра Юманова отметила, что АСВ в целом работает очень закрыто. А на все запросы отвечает формально: «Не можем», «Не дадим», «Тайна», «Идите в Центробанк».
— Самое ближайшее, что будет выноситься на повестку комитета, — массовые торги имущества. Был определен организатор торгов. Сейчас [Яков] Геллер (глава Агентства по госзаказу РТ. — Ред.) немножко войдет в колею и после Нового года начнет массово оценивать и торговать. Они ведь никогда не являлись организаторами торгов по стандартам АСВ. Пока сотрудничество идет нормально. Мы попросили, чтобы их ведомство на всех своих площадках разместило имущество, которое первым пойдет на торги, — недвижимость, автомобили, — рассказала о дальнейших планах Союза собеседница KazanFirst.

Также на этой неделе, 16 декабря, вкладчики собираются выйти на очередной митинг. На этот раз клиенты разорившихся банков планируют собраться в парке «Крылья Советов».


Читайте также: Татарстанцев волнуют низкие зарплаты и безработица, а не Договор с Москвой и языковая проблема


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *