«Казанские жилищники работают только после написания жалобы»

Жители многоквартирных домов недовольны работой управляющих компаний.
Жители многоквартирных домов недовольны работой управляющих компаний.

В прошлом году в Госжилинспекцию Татарстана поступило 21 004 обращения от потребителей жилищно-коммунальных услуг, по 12 653 из них принято решение в пользу заявителя. Больше половины — 15 275 обращений — касалось содержания общедомового имущества. На втором месте по популярности — вопросы начисления платы за коммунальные услуги, по которым поступило 4 900 обращений. И замыкает тройку самых популярных тем качество коммунальных услуг — 3 600 обращений.

В Госжилинспекции РТ сообщили, что нарушители привлечены к административной ответственности и оштрафованы на общую сумму 9 млн 959 тысяч 200 рублей.

Боятся ли таких штрафов крупные управляющие компании и сколько они зарабатывают на жильцах? 

«Казанские жилищники работают только после написания жалобы»

УК «Уютный дом» управляет 552 домами, большинство из которых располагается в Ново-Савиновском районе Казани. Общая площадь жилых помещений превышает 3 млн кв. м. В структуру компании входят 11 подрядных организаций, каждая из которых отвечает за вверенный ей участок — «ЖЭУ-15», «ЖЭУ-41», «ЖЭУ-43», «ЖЭУ-51», «Савиново-38», «Савиново-39», «Савиново-42», «Савиново-54», «ЖКХ Инвест плюс», «Арм стройК» и «Меридиан».

Подрядчиков у УК «Уютный дом» тоже много — «Жилсервис», «Жилкомсервис», «Благоустройство. Ландшафт», «Электрон +» и «Савиново-81». По данным системы «Контур.Фокус», на 2016 год уставный капитал компании составлял 15 200 рублей, выручка — 78,7 млн рублей, а баланс: 793,8 млн рублей. Впрочем, в 2016 году фирма получила чистый убыток в размере 15,9 млн рублей. Однако выручка УК росла на протяжении последних трех лет: в 2014 она составила 67,7 млн рублей, в 2015-м — 71,9, а в 2016-м — 78,7 млн рублей.

Директор УК «Уютный дом» — депутат Казгордумы Марат Нуриев. 

«Казанские жилищники работают только после написания жалобы»

В прошлом году жильцы жаловались на то, что с них брали лишние деньги за тепло. Госжилинспекция подтвердила, что между выставленными счетами и суммой, уплаченной поставщику тепла, имеется гигантский разрыв — в сотни миллионов рублей. Материалы проверки были направлены в правоохранительные органы, но дело так и не было возбуждено. 

На сайтах, которые специализируются на отзывах клиентов о бизнесе, постоянно появляются негативные отзывы и о УК «Уютный дом». 

Так, 11 марта пользователь под ником Ангелина пишет: 

«Кошмар. Амирхана 97, постоянно проблемы с водой, вечно какие-то проблемы, отключают не только горячую, но и холодную! Никаких объявлений, ничего!… Я уж не говорю, как сложно с детьми. Отвратительно. Второй день, в праздники нет вообще никакой воды! А платим мы немало! Ни про какой ремонт тоже не видно…»

«…А по чистке двора от снега к кому вообще обращаться? — спрашивает другой житель. — Двор Гагарина 2а, 6, 4 вообще проехать невозможно».

А вот записи за декабрь прошлого года. 

«Ужасная компания. Везде грязь, мусор не убирают, работают только после написания жалобы! Причем можно систематически писать одну и ту же жалобу каждый день — уберите мусор во дворе, уберите грязь в лифте, подъезде и т. д. Пока не напишешь — никакой реакции, как будто в принципе ни уборщицы, ни дворника у них в штате нет. Живем как на помойке. И это Ново-Савиновский район! Позор! Про асфальт (его уже давно нет), ямы и грязь вообще молчу. Вечные лужи, в лужах мусор». 

«…С ноября в счет-фактуре стоит оплата за камеры видеонаблюдения! Собрания не было, протокол собрания могут дать только в процентном соотношении. Кто голосовал, непонятно, такого списка нет, найти невозможно. С сентября 2017 года пытаюсь узнать. Замкнутый круг! К кому обратиться?».

Стоит отметить, что в итоге жильцы через суд отменили плату за видеокамеры: выяснилось, что собрания не было. 

Есть претензии к УК «Уютный дом» и со стороны партнеров. Компания «Татэнергосбыт» обратилась в Арбитражный суд РТ с требованием взыскать с УК «Уютный дом» более 5 млн рублей, но через некоторое время отозвала иск. Аналогичным образом закончилось судебное разбирательство между УК «Уютный дом» и компанией «Татэнерго», которая пыталась выбить из УК долг в 46 млн рублей.

УК ЖКХ Московского района обслуживает 581 дом жилой площадью 1,9 млн кв. м, в которых проживают в общей сложности свыше 100 тысяч человек. Директор — Олег Калимов, бывший следователь МВД. 

Уставный капитал компании — 15 000 рублей, выручка за 2016 год — 102,4 млн рублей, баланс — 60,8 млн рублей.

«Контур.Фокус» предупреждает, что у УК ЖКХ Московского района имеется значительная сумма арбитражных дел в качестве ответчика на общую сумму около 40 млн рублей, что составляет 38% от выручки и 70% от баланса организации по отчетности за 2016 год.

«Казанские жилищники работают только после написания жалобы»

Жильцы жалуются в основном на качество услуг, завышенные счета за текущий ремонт и отопление. Так, Альмира Латыпова написала на сайте отзыв: «Полная халатность к жильцам, не могла дозвониться до УК в течение часа! Диспетчер просто не брал трубку! Про отключение воды и других моментах совершенно не уведомляют! И трубку тоже не берут».

А вот уже отзыв-мнение от Evgeniy M.: «Не могут решить проблему с протекающей кровлей у дома по ул. Декабристов 101 в течение семи лет. Дом находится в нескольких метрах от входа в эту организацию. Состояние подъезда неудовлетворительное». 

Что касается партнеров, то компания «ЭнергоПромМонтаж» подала в суд на УК ЖКХ Московского района, чтобы взыскать с нее более 1,2 млн рублей за ненадлежащее исполнение или неисполнение обязательств по подрядным договорам. 

УК ЖКХ Авиастроительного района обслуживает 384 дома, жилая площадь которых составляет 1,16 млн кв. м. Директор — Рустам Галимов. 

Уставный капитал — 10 000 рублей, выручка — 71,7 млн рублей, баланс — 258,7 млн рублей. По результатам 2016 года чистая прибыль составила 10,4 млн рублей. Выручка растет на протяжении последних трех лет: в 2014 — 38,6 млн рублей, в 2015-м — 51,8, в 2016-м — 71,7 млн рублей.

Согласно «Контур.Фокус», у УК ЖКХ Авиастроительного района имеется значительная сумма арбитражных дел в качестве ответчика на сумму 71,5 млн рублей, что составляет 100% от выручки и 28% от баланса организации по отчетности за 2016 год.

Компания «Татэнерго» дважды подавала в суд на УК, чтобы взыскать 36,8 и 34,4 млн рублей. В первом случае ресурсоснабжающая организация отозвала иск, а во втором — стороны пришли к мировому соглашению.

«Казанские жилищники работают только после написания жалобы»

«Очень недовольны УК ЖКХ Авиастроительного района, — пишет на сайте отзывов один из жильцов. — Обслуживание дома отдали подрядчикам и не контролируют их. Обращаешься с заявлением устранить проблему, так на заявление отправляют отписки, якобы сами виноваты, имеется должник или подрядчику передали. Через «Открытую Казань» заявки либо удаляют, либо закрывают, якобы не смогли дозвониться».

А вот другая запись: «Зимой берут за отопление 2 000 рублей (30 кв. м площадь), а дома без обогревателя невозможно находиться!» 

УК ЖКХ Приволжского района обслуживает 196 домов, общая площадь которых составляет около 1 млн кв. м. Уставный капитал — 10 000 рублей, выручка — 54 млн рублей, баланс — 492,9 млн рублей. 

Директор — Рустем Юсупов. 

У этой компании тоже немало дел в арбитраже. ТСЖ «Зорге 100, корпус 1» обратилось в арбитраж с целью взыскать с УК 3,6 млн рублей. «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ подало на взыскание около 2 млн рублей, но отозвало иск. ТСЖ «Академия уюта» требует 5,2 млн рублей. «Татэнерго», которое предъявило ко взысканию 18,4 млн рублей, тоже отозвало иск.

Жильцы тоже предъявляют претензии. Так, пользователь под ником amella16 оставила на сайте отзывов «крик души»: «Одна из самых отвратительных управляющих компаний в городе — воду когда хотят отключают! Как не приеду к родителям в гости, то горячей воды нет, то вообще никакой воды без всякого предупреждения! Нет сил уже ругаться! Очень любят отключать воду до обеда в утреннее время, когда люди собираются на работу, настроение портят на все утро». 

А вот практически аналогичный отзыв от Rasmus Sprut: 

«Самая худшая управляющая компания. Невежественные сотрудники. Никогда не дозвониться до них. В нашем доме на Павлюхина чистили снег с крыши, засыпали все проходы и машины. Надеюсь, ни одна машина не пострадала». 

«Казанские жилищники работают только после написания жалобы»

А между тем еще в прошлом году координатор регионального штаба федерального проекта «Школа грамотного потребителя» Дмитрий Романов объявил, что в Татарстане составят рейтинг организаций, управляющих многоквартирными домами. Кроме того, в нынешнем году вышел закон, согласно которому УК может лишиться лицензии за два грубых нарушения, совершенных в течение года. Но рейтинг до сих пор в разработке, а четкого понятия, какие нарушения можно считать «грубыми», тоже пока нет. 

Однако совсем без оценок населения управляющие компании не остаются — каждый день обновляется рейтинг на портале open.kzn.ru, который принимает заявки от жильцов многоквартирных домов, раздает их управляющим организациям и контролирует выполнение.

Так, например, на 15 марта УК ЖКХ Московского района — только на 6-й позиции, УК ЖКХ Приволжского района — на 11-м месте, УК «Уютный дом» — на 17-м, а УК ЖКХ Авиастроительного района — на 23-м. 

Что касается конкретных претензий, то, по словам Дмитрия Романова, сейчас многие потребители услуг ЖКХ жалуются на то, что в счетах-фактурах жилищные услуги свернуты в одну строчку.

— Теоретически никакого обмана нет, — считает он. — Никакие суммы не поменялись, просто прозрачности нет — человек не видит, какие именно услуги он оплачивает. Причем ТСЖ не сворачивали эту строку, только некоторые УК. Потому что счет-фактура, по законодательству, имеет рекомендательный характер и никто не может обязать компанию, чтобы она расписывала все жилищные услуги. 

«Казанские жилищники работают только после написания жалобы»

Кроме того, очень много претензий у казанцев к начислению платы за горячую воду, потому что во всех домах теперь установили индивидуальные тепловые пункты.

За год в татарстанское отделение «Школы грамотного потребителя» поступило около 35 тысяч претензий граждан в адрес УК. Примерно половина из них была решена в пользу потребителя. Кроме того, юристы Школы помогли гражданам выиграть 250 судебных дел против жилищников.

Что касается жалоб на начисление излишней платы за тепло, то здесь, по словам Романова, необходима распечатка показаний с общедомовых приборов учета. Потребитель может самостоятельно затребовать ее в УК или обратиться за помощью к юристам «Школы грамотного потребителя». 

— Могут быть также вопросы по воде или юридической направленности, — рассказывает Дмитрий Романов. — То есть человек ходит в суды и ему надо помочь грамотно составить документы. Приходят также собственники с просьбой правильно организовать собрание жильцов. Такие собрания, в частности, помогут жильцам устроить «импичмент» своей УК, если ее работа не устраивает, и перейти в другую компанию или организовать ТСЖ.

В любом случае необходимо прежде всего составить жалобу в Госжилинспекцию. Если факты подтвердятся, то специалисты надзорного органа составят протоколы или предписания, на основании которых можно будет обратиться в суд и отобрать у нарушителя лицензию. 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *