«Проверяющим из Казани звонят и ставят задачу, чтобы они без штрафов не выходили»

Бизнесмен из Бугульмы пожаловался на драконовские методы Госалкогольинспекции.
Бизнесмен из Бугульмы пожаловался на драконовские методы Госалкогольинспекции.

Высокопарные слова о поддержке малого и среднего бизнеса, довольно часто звучащие с высоких трибун, в реальности порой превращаются в тыкву, как карета Золушки. Взаимодействия с властями и контролирующими органами предприниматели боятся как огня. И не без причин.

В редакцию KazanFirst обратился предприниматель Сергей Кожеватов. Он является управляющим ресторана в Бугульме. В один из дней к нему в заведение с неожиданной проверкой нагрянули сотрудники Госалкогольинспекции Татарстана. Сотрудник ведомства Р. Унайбеков Приехал из Альметьевского представительства госорганизации. Объясняя свои действия таинственным «мониторингом», он ворвался в заведение и принялся угрожать штрафами, рассказывает Сергей Кожеватов.

«Проверяющим из Казани звонят и ставят задачу, чтобы они без штрафов не выходили»

— Мне звонят работники и говорят, что приехали из Альметьевска сотрудники Госалкогольинспекции. Хотят составить протокол, просят расписаться, штрафами угрожают. Говорю, чтобы ничего не подписывали. Приезжаю сам, спрашиваю, что случилось. Р. Унайбеков мне показывает удостоверение и отвечает, что составляет протокол. Заявляет, что мы тут занимаемся продажей алкогольной продукции без лицензии, — восстанавливает хронологию событий бизнесмен. 

Каких-либо документов, подтверждающих правомерность проверки, сотрудник инспекции предоставить или не смог, или не захотел. Хотя по закону обязан это делать, отмечает Кожеватов.

— Должны приехать, контрольную закупку сделать, согласовать с прокуратурой. Сейчас есть закон о защите малого бизнеса, президент курирует эти моменты. На что он мне ответил, что нет, они и так могут проверять, — недоумевает бизнесмен.

Неожиданный «мониторинг» действительно совпал с отрезком времени, когда у ресторана не было лицензии на торговлю спиртными напитками: срок одной вышел, а другая еще не была получена. Но в помещениях организации не то что не продавали, там вообще не было алкоголя, уверяет Кожеватов. 

«Проверяющим из Казани звонят и ставят задачу, чтобы они без штрафов не выходили»

На витрине стояли муляжи без ценников, в холодильниках — безалкогольные напитки. Винные карты со столов были убраны, а само заведение и вовсе закрыто — помещение готовили к банкету.

Препирательства с сотрудниками инспекции продлились несколько часов — ресторан они покидать отказывались, но и каких-либо законных оснований для проверки не предоставляли. Провести осмотр вместе с вызванными управляющим сотрудниками полиции инспектор по непонятным причинам отказался. В конце концов, составив акт осмотра, который бизнесмен считает фиктивным, специалисты Госалкогольинспекции Татарстана удалились.

— Им из Казани звонят и ставят задачу, чтобы они без штрафов не выходили. С госорганом тягаться очень тяжело. В акте они указали, что я убрал всю продукцию. Хотя у них ни контрольной закупки, ни бутылок — ничего нет. Они привыкли, что все перед ними на колени встают и под всем подписываются. Там штрафы реально большие. Да хоть даже на 200 тысяч выпишут — мы завтра закроемся. Это разве нормально? — вопрошает предприниматель.

Но «приключения» на этом не закончились. Тут для понимания стоит пояснить, что ресторан сам лицензию не покупает — дорого. В год 65 тысяч рублей. Поэтому заведение заключает договор аренды с компанией, которая реализует алкоголь. Именно она получает лицензию. Компания платит ресторану за площади и возможность продавать спиртное. Заведение при этом обязуется реализовывать продукцию только этой самой компании. 

«Проверяющим из Казани звонят и ставят задачу, чтобы они без штрафов не выходили»

У ресторана, которым управляет наш собеседник, был заключен подобный договор с фирмой «Эридан Челны 3». И вот спустя несколько дней после случая с проверкой эта компания сообщила, что через нее спиртным торговать не получится. Всему виной споры с Госалкогольинспекцией. Отказались с рестораном сотрудничать и несколько других организаций.

— Огромные убытки. Мы уже почти месяц работаем без лицензии. Сами смотрите — 14 февраля пролетели, 22 и 23 февраля пролетели, 8 марта пролетели. Все топовые дни. Хотя и так тяжело в провинциальном городе, — говорит Кожеватов.

В прокуратуре предпринимателя сперва поддержали. Даже хотели возбудить уголовное дело, так как проверка не была согласована. Но позднее прислали ответ о том, что в действиях специалиста инспекции нарушений не выявлено. А осуществлял он все тот же таинственный «мониторинг». Таинственный, потому что в федеральных законах подобного термина найти не удалось. Зато среди грубых нарушений при проведении проверок есть и проведение их без необходимых документов, и необходимость согласовывать их с прокуратурой.


Наша справка

Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля» гласит:

Должностные лица при проведении проверки обязаны:

— проводить проверку на основании распоряжения или приказа руководителя;

— давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

— доказывать обоснованность своих действий. 

— Оснований для проверки не предоставили. Их просто нет. Проверки производятся только в двух случаях — плановая и неплановая. В последнем случае должна быть жалоба и согласование с прокуратурой. Документы на это все равно выдаются, — подчеркивает управляющий рестораном.


Позже предпринимателя пригласили для беседы в региональное отделение Госалкогольинспекции. На встрече присутствовала и начальник территориального ведомства Миляуша Михеева. На аудиозаписи, предоставленной Кожеватовым, представители инспекции отмечают, что «без лицензии протокол в вашем случае составляться не будет», но «по воспрепятствованию проверке протокол все-таки будем составлять». В итоге предложили выбрать вариант решить проблему либо штрафом побольше, либо штрафом поменьше. 

— Мы сюда пришли не ругаться. Мы хотим прийти к какому-то консенсусу. У нас проведена проверка. Ситуация неординарная. Казань в курсе. Протокол осмотра должен быть закрыт протоколом административного правонарушения. Если на гражданина от 10 до 20 тысяч, то на должностных — от 200 до 300 тысяч. Сейчас нам нужно решить, как мы эту ситуацию разрулим — как на гражданина или как на должностное лицо, — продолжают голоса на записи.

«Проверяющим из Казани звонят и ставят задачу, чтобы они без штрафов не выходили»

Сейчас предприниматель обратился в суд с требованием признать действия и решения сотрудника Госалкогольинспекции незаконными. Сергей Кожеватов также утверждает, что ситуация, случившаяся с ним, совсем не единичная — с подобным сталкиваются многие представители бизнеса, но не решаются на противоборство с госорганом. Надеется управляющий рестораном получить поддержку в решении вопроса и от Уполномоченного при президенте Татарстана по защите прав предпринимателей Тимура Нагуманова. Кожеватов рассказал, что планирует направить в адрес бизнес-омбудсмена официальное обращение с просьбой вмешаться в его спор с Госалкогольинспекцией Татарстана. 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: