Старые песни о свалке: исполком судится из-за участка возле Самосырово

Власти Казани рискуют не только проиграть
Власти Казани рискуют не только проиграть, но и остаться должниками
экологической компании.

В Арбитражном суде Татарстана продолжается разбирательство исполкома Казани и «Казанского экологического комплекса» (КЭК). Стороны ведут судебные тяжбы не первый год, поэтому коротко перескажем ход процесса.

В марте 2017 года Комитет земельных и имущественных отношений исполкома города (КЗИО) через суд потребовал у КЭК 5,7 млн рублей неосновательного обогащения за фактическое пользование земельным участком в 189 400 квадратных метров. Участок расположен в трех километрах по направлению на восток от Самосырово. Требования властей касались периода с 1 января 2011 года по 31 января 2017-го, когда земля использовалась как полигон твердых бытовых отходов. Также КЗИО требовал взыскать с ответчика более 1,7 млн рублей процентов за период с 18 марта 2008 года по 18 января 2017-го.

Прошлой весной было установлено, что исполком Казани уже подавал в суд аналогичные иски (взыскание 3,5 млн рублей долга за неосновательное обогащение с 1 января 2011-го по 1 января 2014 года и 600 тысяч рублей процентов с 18 марта 2008 года по 1 февраля 2014-го) и властям тоже было отказано. 

Старые песни о свалке: исполком судится из-за участка возле Самосырово

В ходе процесса выяснилось, каким образом участок оказался у «Казанского экологического комплекса». 12 февраля 2002 года Министерство земельных и имущественных отношений РТ заключило договор аренды с Департаментом текущего содержания и развития объектов внешнего благоустройства исполкома Казани. По соглашению сторон департамент стал арендатором земельного участка площадью 189 400 квадратных метров, который начал использоваться под Самосыровский полигон.

Уже 26 февраля того же года участок по договору субаренды перешел от департамента к КЭК. 23 мая 2007 года Минземимущество РТ и департамент расторгли заключенный ранее договор. Но 14 января 2008-го Палата имущественных и земельных отношений Высокогорского района Республики Татарстан и ЗАО «Казанский экологический комплекс» подписали договор аренды земельного участка и КЭК продолжил свою работу. Правда, спустя три года Арбитражный суд РТ признал сделку ничтожной.

Действительно, договор между властями Высокогорского района и КЭК по передаче участка в Самосырово начал действие, когда поселок принадлежал уже Казани — опоздали на 14 дней. Представители компании обращались в исполком столицы Татарстана по данному вопросу, но получили отказ.

КЭК представил контррасчет по арендным платежам, внесенным в бюджет Казани. По расчету суда, за период с 1 февраля 2014 года по 31 января 2017-го ответчик должен был заплатить 889 тысяч рублей, тогда как компания оплатила более 2 млн рублей. Суд посчитал, что за ответчиком имеется переплата, значительно превышающая сумму неосновательного обогащения, реально подлежащую уплате ответчиком. В плюс КЭК сыграло и то, что компания занимала не все 18 гектаров участка, а только 9. 

Старые песни о свалке: исполком судится из-за участка возле Самосырово

В результате Арбитражный суд отказал КЗИО в требованиях. Но Арбитражный суд Поволжского округа это решение отменил и дело вернулось в татарстанский арбитраж на повторное рассмотрение.

Процесс начался заново

На сегодняшнем заседании судья Константин Андреев встретил представителей сторон с улыбкой и поинтересовался у юриста исполкома, уточнил ли истец свои требования. К удивлению судьи и представителя КЭК, истец потребовал с ответчика компенсацию за неосновательное обогащение за период с 2011 года, хотя ранее суд уже дважды отказал в этом властям города, а кассационная инстанция позволила исполкому оспорить лишь период 2014-2017 годов.

Теперь требования исполкома выглядят так: 4,3 млн рублей за незаконное обогащение с 1 января 2011 года по 5 июля 2017-го и чуть больше 1 млн рублей процентами.

— Мы не можем отказаться от первоначальных исковых требований, поскольку изначально они были заявлены в тот период. Мы сделали расчет неосновательного обогащения и процентов с учетом вывода кассационной инстанции, учли пожелание в отношении исключения сальдо, в итоге сумма неосновательного обогащения за период со 2 февраля 2014-го по 5 июля 2017-го — 2,5 млн, — заявила юрист исполкома.

— Мы ее принимаем на уточнение? — поинтересовался судья.

— Мы — нет. Мы настаиваем на первоначальных требованиях с учетом увеличения периода, — продолжила представитель истца.

— Дело рассматривается по требованию взыскания неосновательного обогащения с 2014 года. Еще раз вопрос: вы меня хорошо поняли?

— Да, конечно.

— Как вы заявляете уточнение с 2011 года?

Старые песни о свалке: исполком судится из-за участка возле Самосырово

В ответ судья услышал то же самое — исполком не может отказаться от своих первоначальных требований. В соседнем коридоре велся ремонт, поэтому в зале стоял шум от работающей дрели, что придавало ситуации еще больше комичности и абсурда. В итоге суд отказал исполкому в уточнении исковых требований.

Ответчик ходатайствовал о приобщении документов, подтверждающих платежи КЭК в казну города.

— Компания эксплуатировала 91 910 квадратных метров участка, в связи с этим ЗАО «КЭК» производило платежи в исполком. Последний платеж осуществлен 2 июня 2017 года, — отметил представитель ответчика.

Суд отложил дело на апрель, чтобы рассчитать отчисления «Казанского экологического комплекса». Таким образом, иски исполкома могут обернуться тем, что властям города самим придется платить КЭК.

Старые песни о свалке: исполком судится из-за участка возле Самосырово

Как отмечают источники KazanFirst в «Казанском экологическом комплексе», в компании до конца не могут понять, что от них хотят власти города. При этом в КЭК уверены, что всему виной не экономика, а политика. Источник отмечает: в трех километрах от Самосыровской свалки находится полигон «Восточный». На нем работает компания «Чистый город», связанная и исполкомом Казани.

— Власти, по большому счету, вводят население в заблуждение, говоря об отсутствии в населенных пунктах полигона твердых бытовых отходов. В трех километрах от Самосыровского полигона, ближе к Казани, находится полигон «Восточный», территория которого — 50 гектаров. Представьте себе: территория КЭК входит в черту города, а полигон «Восточный» — нет. Как это может быть? Дальше от города — это город, а ближе к городу, к новому жилому комплексу, — это территория Пестречинского района, — недоумевает источник.

Прошлым летом исполком выдворил КЭК со спорного участка. По утверждению собеседника издания, компания собиралась закончить свой проект до четвертой карты, после заняться рекультивацией, в результате чего свалки бы не осталось.

Отметим, что тема со свалками и строительством мусоросжигательного завода недалеко от Казани по-прежнему остается острым вопросом. Свалку в Самосырово, которой были недовольны жители близлежащих районов, закрыли и обещали на месте полигона зеленые луга.Старые песни о свалке: исполком судится из-за участка возле Самосырово

При этом премьер-министр Татарстана на заседании Госсовета РТ заявил, что мусоросжигательный завод в Казани обязательно появится.

— Мое мнение — заводу быть. И быть обязательно. Сейчас ведется проработка инженерной инфраструктуры, приобретен собственником участок, происходит планировка участка, определяются защитные зоны, — подчеркнул Песошин.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *